светлана тюрина
Организация логопедической помощи в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем ДОУ логопедическая помощь оказывается по принципу логопедического пункта. Деятельность логопункта направлена на решение трех основных задач:
- выявление детей, имеющих нарушения речи;
-коррекция речевых нарушений;
-профилактика возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
На логопункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, прошедшие ЦПМПК.
Публикация «Организация логопедической помощи в ДОУ» размещена в разделах
Коррекционная помощь оказывается в форме логопедических занятий : индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. Содержание занятий, организация и методические приемы определяются целями и задачами коррекционного обучения. Длительность занятия остается неизменной - не более 30 минут. Количество занятий зависит от периода обучения. Как правило, каждое занятие включает:
- артикуляционную гимнастику;
- пальчиковую гимнастику;
- постановку правильного звукопроизношения;
- закрепление достигнутых навыков.
Артикуляционная гимнастика обычно включает 8-10 упражнений, в зависимости от той группы звуков, которая нарушена, от степени сложности речевого нарушения. Дополнительно применяются упражнения по развитию мелкой моторики рук - пальчиковая гимнастика.
Коррекция звукопроизношения включает в себя индивидуальную и подгрупповую форму работы.
Индивидуальная работа проводится так, как это определено в традиционных методиках, и заключается в постановке звуков.
Подгрупповой этап коррекции звукопроизношения включает в себя:
- произношение слогов в различном темпе и с разным ритмическим рисунком;
- произношение слов, в которых звук находится в различной позиции;
- автоматизация звуков в предложениях, связных текстов;
- дифференциация звуков.
Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков по исправлению нарушений звукопроизношения ведет к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции. Поэтому каждый ребёнок обязательно получает домашнее задание.
Особое место отводится профилактической работе. Она необходима дошкольникам для естественного и своевременного развития речи. Основная цель этой работы - создание развивающей среды с помощью игр :
- игры, направленные на формирование эмоциональной лексики, усвоение слов, обозначающих эмоции и введение их в экспрессивную речь;
- игры с нитками, пальчиковые игры с предметами и без предметов;
- игры для изучения фонематического слуха; для изучения лексико-грамматических тем; для развития связной речи.
Практическая значимость такой работы - раскрытие потенциальных речевых возможностей воспитанников.
Таким образом, правильно организованная логопедическая помощь дошкольникам позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей дошкольного образовательного процесса.