Ольга Богданова
Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается в настоящее время, как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Публикация «Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны - от умственно отсталых детей.
В ходе совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога можно выделить следующие трудности обучения у младших школьников с ЗПР и возможные причины.
Феноменология трудностей
Возможные психологические и логопедические причины
1. В письменных работах пропускает буквы
1. Низкий уровень развития фонематического слуха
2. Слабая концентрация внимания
3. Несформированность приемов самоконтроля
4. Индивидуально – типологические особенности личности
5. Другие психологические причины
2. Неразвитость орфографической зоркости
1. Низкий уровень развития произвольности
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)
3. Низкий уровень объёма и распределения внимания
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
5. Слабое развитие фонематического слуха
6. Другие психологические причины
3. Невнимателен и рассеян
1. Низкий уровень развития произвольности
2. Низкий уровень объёма внимания
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
4. Преобладающая мотивация – игровая
5. Другие психологические причины
4. Испытывает затруднения при пересказывании текста
1. Несформированность умения планировать свои действия
2. Слабое развитие логического запоминания
3. Низкий уровень речевого развития
4. Низкий уровень развития образного мышления
5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)
6. Заниженная самооценка
7. Другие психологические причины
Поэтому, исходя из вышеизложенных трудностей, логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики, сенсорных и психических функций.
Основной целью деятельности учителя-логопеда является : создание в ОУ целостной педагогической системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения детей с ОВЗ, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, (преимущественно по русскому языку и чтению).
Основные задачи:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- коррекция звукопроизношения;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
- преодоление отрицательных последствий нарушений устной речи в процессе общения;
- всестороннее развитие личности логопата;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.
Работа учителем-логопедом ведё тся по 3 направлениям:
- работа с учащимися;
- работа с родителями;
- методическая работа и работа с педагогами.
Коррекционная работа осуществляется в ходе фронтальной работы с группами и индивидуальных занятий. Занятия с учащимися учитель-логопед проводит во внеурочное время: во вторую смену.
Учитель-логопед в своей деятельности осуществляет 3 этапа коррекционной работы :
I) Диагностический - выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.
II) Коррекционно-развивающий - коррекция общего и речевого развития обучающихся-логопатов.
III) Профилактический - обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся.
Основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимой логопедами с детьми являются :
1. Коррекция речедвигательных нарушений (укрепление артикуляционного аппарата, релаксация, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания, формирования ритмико-мелодической стороны речи);
2. Коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, совершенствование и развитие связной речи).
3. Укрепление артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения.)
4. Письменная речь (профилактика и коррекция нарушений письменной речи.)
Так же мы используем в своей работе упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Комплексы упражнений для мышечной и эмоциональной релаксации мы берем из книги ’’ Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях’’, авторы: И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим, сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Для детей с ОВЗ характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Для этого, в логопедические занятия включаем специальные лексические упражнения по разбору синонимов к словосочетаниям и со словами синонимического ряда.
Недостаточная сформированность грамматического строя у учащихся выражается, прежде всего, в наличии морфо-синтаксических ошибок. Поэтому наши занятия опосредованы практическими задачами с опорой на игровые приёмы, активизирующую познавательную деятельность ребёнка.
Для достижения поставленной цели в положительной динамике необходимо учитывать специфику логопедической работы с обучающимися с ОВЗ.
- Работа над речевой системой в целом.
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
- Длительное закрепление направленных речевых навыков.
- Частый повтор упражнений с элементами новизны.
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость).
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).
- Конкретность и доступность заданий.
- Умеренный темп работы.
- Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).
Планируемые результаты по окончании логопедической работы :
- правильно произносить все звуки русского языка, не путать их в связной речи;
- уметь охарактеризовать звук;
- осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов;
- осуществлять слоговой анализ слов;
- делить текст на предложения, предложения - на слова;
- активно использовать в речи слова, относящиеся к разным частям речи;
- уметь подбирать синонимы, антонимы, родственные слова;
- грамматически правильно оформлять речь;
- уметь пользоваться практическими способами словоизменения и словообразования;
- уметь строить сложные синтаксические конструкции;
- правильно употреблять предлоги в речи;
- составлять связный пересказ текста;
- самостоятельно составлять связный рассказ на заданную тему, по картине, серии картин и др.
Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников.