Наталья Ибрагимова
Конспект исследовательской деятельности детей с использованием метода экспериментирования «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация исследовательской деятельности детей с использованием метода экспериментирования
Составила: Воспитатель Ибрагимова Наталья Николаевна
(Подготовительная группа)
"Свойства воздуха".
Форма организации: групповое занятие.
Цель: создание условий для овладения навыками экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха;
Публикация «Конспект исследовательской деятельности детей с использованием метода экспериментирования „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;
- развивать умение делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
- формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе;
- формировать навыки самоконтроля.
В опытах участвуют:
• полиэтиленовые пакеты;
• воздушные шарики, ленточки, резинки, нитки, безопасные ножницы;
• кусочек сахара-рафинада, стакан теплой воды, тарелочки, пинцеты;
• коробочки с пакетами мармелада, кофе, апельсина, лимона;
• информационное табло: картинки, магниты;
• столы;
• видеопроектор.
• юные читатели, их друзья, педагоги.
Предварительная работа.
Знакомство с видеороликом «Секреты знакомых предметов».
Воспитатель. Ребята, мы просмотрели видеоролик. Как вы думаете, информация, которая там дана, безопасна или опасна для нас? (Ответы детей).
- Почему она безопасна? (Нет колющих предметов).
- Мы можем использовать информацию, которая дана в видеоролике?
- А вы хотите создать свой видеожурнал?
- Какую информацию вы хотели бы узнать и поделиться с товарищами.
(Дети предлагают темы.)
Ход занятия.
Заставка видеожурнала
Воспитатель. Ребята, я рада вас видеть. Мы недавно с вами знакомились с видеороликом «Секреты знакомых предметов». Где дана была безопасная информация для нас. А вы, хотели бы вы сами принять участие в создании нового выпуска видеожурнала для детей? (Ответы детей).
Беседа о видеожурнале:
Воспитатель.
- Что это за журнал? (Там показаны интересные опыты, эксперименты с предметами).
- Для кого этот журнал? (Для детей.)
- Почему вы так решили? (Эти опыты можно использовать детям).
- Почему именно детям можно смотреть этот журнал? (Там дана безопасная информация).
- Что значит безопасная информация? (При проведении этих опытов дети не поранятся, не травмируют друг друга).
- Откуда можно взять информацию? (Информацию можно взять из журналов, газет, телевидения, интернета и т. д.).
- А человек может передавать информацию?
Давайте я попробую передать вам информацию. (Показ воздушного шарика.)
Глядя на этот шар, о чем можно рассказать? (О цвете, форме и т. д.)
(Воспитатель развязывает шар)
- Что было спрятано в шаре, почему он стал таким? (В нем был воздух)
Ребята, а вы хотите узнать что-то новое о свойствах воздуха?
Сегодня на занятии мы сможем познакомиться со свойствами воздуха, это и будет темой нашего нового выпуска видеожурнала.
Какими же свойствами может обладать воздух, мы узнаем из нашего информационного табло.
1. Имеет ли воздух цвет, и можем ли мы его увидеть?
2. Имеет ли воздух запах?
3. Где прячется (живет) воздух?
4. Имеет ли воздух форму?
Воспитатель. Ребята, отвечаем на первый вопрос.
- Имеет ли воздух цвет, и можем ли мы его увидеть?
Ответ на этот вопрос, мы найдем, посетив нашу лабораторию.
Обратите внимание, перед вами на столах расположены полиэтиленовые пакеты. С их помощью мы попробуем ответить на этот вопрос.
- Берем пакет, раскрываем его и быстро закрываем.
- Что мы видим? (Пакет надулся, в нем находится воздух).
-Какого цвета воздух? (Цвета у воздуха нет, пакет прозрачный).
-Можно ли его увидеть? (Нет нельзя).
Вывод: воздух не имеет цвета, так как он прозрачный его не видно.
Дети отмечают вывод на информационном табло.
2. Воспитатель. Ребята переходим ко второму вопросу.
Имеет ли воздух запах?
- Давайте сделаем вдох носом, какие запахи вы услышали? (Нет запаха).
- А теперь возьмите коробочки, откройте крышку, какой вы запах сейчас услышали. (Запах апельсина, кофе, мармелад, лимона).
Давайте сделаем вывод: сам воздух не пахнет, но он может переносить запах.
Дети отмечают вывод на информационном табло.
3. Переходим к третьему вопросу.
Где «живет» воздух? (Воздух находится везде).
-Как вы думаете, в кусочке сахара живет воздух?
На этот вопрос нам поможет ответить наш лаборант. Обратите внимание, что из этих двух роликов нужно выбрать опыт, который можно использовать в нашем журнале. Но помните, что наш журнал для детей.
Внимание на экран. Лаборант показывает опыты с кусочком сахара
Воздушные пузырьки, которые затаились в сахаре.
Опыт 1. (видео).
Кусочек сахара-рафинада бросают в стакан с холодной водой. Обратить внимание на пузырьки, которые поднимаются на поверхность. Это спрятанный в маленьких порах воздух. По мере того как вода попадает в глубь кусочка, маленькие легкие пузырьки воздуха оставляют места, где они притаились. Если прислушаться, можно услышать тихое шипение, которое сопровождает процесс.
Опыт 2. (видео).
Когда вместо холодной воды мы возьмем горячий чай, обратите внимание, что воздушных пузырьков поднимается вверх уже значительно меньше. В чем причина? Быстрое растворение?
(После просмотра роликов дети анализируют и объясняют свой выбор, почему они выбрали первый опыт).
Воспитатель предлагает выбранный опыт с холодной водой провести в лаборатории.
По окончании опыта делают вывод: воздух присутствует везде.
Дети отмечают вывод на информационном табло.
4. Ребята, чтобы нам ответить на четвертый вопрос, я предлагаю принять участие в мастер-классе по изготовлению цветов из воздушных шаров.
Воспитатель надувает шар.
- Ребята, что я сделала? (надула шар).
- Что в шаре находится? (воздух)
- Воздух может находиться только в круглом шарике? (нет, в других предметах).
Воздух принимает форму того предмета, в который его помещают. Например: воздушные шары, надувные матрасы, мячи, в прямоугольных кубиках, шины у машин и т. д.
Мастер-класс по изготовлению цветов из воздушных шаров.
Дети выбирают шары разной формы для изготовления цветов. Надувают шары насосами, завязывают ленточками или нитками и формируют самостоятельно цветы, перекручивая шарики.
Воспитатель. Ребята, где мы можем использовать эти цветы?
- А можем ли мы, этот мастер-класс, использовать в нашем видеожурнале? Почему? (это безопасное изготовление цветов).
Воспитатель. Вернемся к нашему информационному табло и сделаем вывод.
Воздух не имеет форму. Но, может принимать форму каких-либо предметов, например: воздушные шары, надувные матрасы, мячи, прямоугольные кубики, шины у машин и т. д.
Дети отмечают вывод на информационном табло.
Воспитатель. Ребята, мне интересно сегодня с вами было проводить опыты. А вам? Что мы с вами смогли доказать? Воспитатель предлагает кому-то из детей сделать выводы на информационном табло.
Ребята, вы хотели бы узнать другие свойства воздуха?
Я предлагаю вам подумать, и в следующий раз кто-нибудь сможет показать свой опыт с воздухом.
Ребята, сейчас все вместе, посмотрим наш видеожурнал.
(Во время проведения с детьми опытом ведется видеосъемка).