Елена Сдержикова
Организация интерактивного образовательного пространства на уроке посредством использования технологии Microsoft Mouse Misch
▼ Скачать + Заказать документы
«Окошко в мир». Это, если кратко о том, как живут дети и взрослые с аутизмом сегодня. Абсурд, да? Смотришь на мир - яркий, интересный, разный, а сам не можешь пожить.
Только в окошко смотреть, как живут другие.
Вначале ты смотришь в окошко, когда мама держит тебя на ручках, потом выглядываешь из-за ее плеча, потому что с детской площадки уже два раза прогнали. Не такой, как все. Потом снова окошко из дома, потому что в школу не взяли. Потом окошко машины мамы и папы, потому что школа, куда согласились взять, далеко от дома. Потом снова окошко из дома - не успел адаптироваться к профильному обучению и профессии. Потом окошко ПНИ, где ни мама, ни папа за руку не подержат. Там будут правила незнакомых людей и график прогулок. А мир жив - все бегут куда-то, спешат, живут, смеются, говорят о чем-то. «Я бы тоже хотел», подумает живой человек, не такой как все.
Темочки:
Да, строить систему помощи сложно. Ведь для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложено сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе. И наша главная цель – адаптировать детей, сформировать и повысить уровень учебной мотивации.
Так как современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальные информационные пространства, то учебный процесс должен притерпевать существенные изменения в педагогической теории и практике учебного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка с ОВЗ в информационное общество.
По результатам проведенного в начале года мониторинга оценки уровня школьной мотивации по методике Н. Г. Лускановой выявлено, что только 38 % детей из 30 имеют высокий уровень школьной мотивации, 32%-хороший уровень школьной мотивации, 10% - положительное отношение к школе, 8%- негативное отношение к школе и 12 % низкий уровень школьной мотивации.
Этим обусловлена актуальная потребность в интерактивных методах и технологиях, которые бы обеспечивали активную позицию ученика в процессе обучения и повысили бы уровень школьной мотивации.
По сравнению с традиционными формами обучения детей с ОВЗ ИКТ обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на интерактивной доске в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный детям;
движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
в процессе своей деятельности при применении в образовательном процессе интерактивных технологий ребенок с ОВЗ приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; а также это способствует формированию и усилению мотивации учебной деятельности первоклассников и детей с ОВЗ.
И ФГОС, основанный на системно-деятельностном подходе, предполагает интерактивную модель обучения в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся, а также взаимодействия ученика с педагогом, в нем отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением мотивационных стимулов к обучению. Электронные гаджеты, девайсы, интернет стали реалиями в разных сферах жизни, в том числе и для школьников, имеющих особые возможности здоровья.
Использование же информационно-коммуникационных технологий на уроке зачастую сводится лишь к иллюстрации изучаемого материала в виде мультимедийной презентации, видеоряда на экране интерактивной доски, подготовленных учителем. Ученик при этом недостаточно привлечен к непосредственному взаимодействию с электронным ресурсом и находится в роли «пассивного» слушателя, а ребенок с расстройством аутистического спектра и подавно, в связи с тем, что имеет дефицит в социальном взаимодействии и коммуникации, осложненной наличием стереотипий. Это противоречит идее, заложенной в стандарте, ведь он ориентирует на обучение, где ученик является субъектом учебной деятельности, а учитель не просто транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса.
Поэтому возможность организации интерактивного образовательного пространства на уроке, характеризующегося активной позицией ученика, дает использование технологии Microsoft Mouse Mischief.
Mouse Mischief («Несколько мышей») является разработкой компании Microsoft и представляет собой надстройку к программам MicrosoftPowerPoint 2010 и MicrosoftOfficePowerPoint 2007.
Microsoft Mouse Mischief обеспечивает преподавателей инструментами для создания слайдов, которые поддерживают интерактивную работу учащихся с собственными беспроводными мышами (до 25 учеников одновременно). В презентации преподаватель и каждый учащийся или группа учащихся (называемая командой, получают отдельный указатель мыши на экране. Преподаватель использует элементы управления презентацией для контроля за ее воспроизведением. На слайдах с поддержкой нескольких мышей учащиеся могут выбирать ответы или осуществлять другие действия, например, рисовать рисунок от руки. Такая интерактивная форма работы позволяет значительно повысить эффективность урока за счет одновременного вовлечения учащихся в процесс обучения.
Необходимое оборудование для организации интерактивного урока с использованием технологии Microsoft Mouse Mischief : компьютер проектор, беспроводные мыши (в количестве учитель + учащиеся) и концентратор USB (USB-хаб) для одновременного подключения всех мышей к одному компьютеру.
Пример планировки классной комнаты
Необходимое программное обеспечение включает в себя программу MicrosoftPowerPoint с надстройкой Mouse Mischief, которая загружается с официального сайта (www.microsoft.com/mouse mischief). Интерфейс надстройки доступен в нескольких языках, в том числе на русском и английском.
После установки надстройки на панели инструментов программы MicrosoftPowerPoint отображается дополнительная вкладка «Несколько мышей» с панелью инструментов, позволяющей создавать и воспроизводить интерактивные презентации.
В презентации Mouse Mischief имеется возможность создания следующих типов слайдов:
1. Вопросы «Да/Нет» (интерактивные);
2. Вопросы с выбором одного из нескольких вариантов ответов (от 2 до 10, интерактивные);
3. Действия с рисованием (в панель инструментов входит палитра из 7 цветов и ластик, интерактивные);
4. Стандартные слайды PowerPoint (статичные).
При запуске интерактивной презентации учитель и каждый ученик регистрируется в программе «кликом» своей мыши, получая уникальный значок для своего курсора. Работа со слайдами-вопросами («Да/Нет», с выбором одного из нескольких вариантов ответов) организуется следующим образом : все ученики одновременно выполняют задание, после чего на экране высвечивается панель результатов со значком первого правильно ответившего ученика (команды) и общим количеством правильных и неправильных ответов в классе.
Пример слайда-вопроса с выбором ответов
Задание «Рисунок от руки» дает возможность каждому учащемуся выбрать себе цвет и рисовать мышью на общем экране. Возможности использования таких слайдов по сути ограничены только образовательными целями и задачами педагога: выполнение несложных записей, рисунков, разгадывание ребусов, сопоставление элементов и т. д.
Пример слайда «Действия с рисованием»
Преподавателю доступны следующие элементы управления презентацией: возможность приостановить занятие, ограничить время выполнения задания, скрывать или отображать результаты.
Таким образом, использование в урочной деятельности надстройки Mouse Mischief имеет следующие преимущества урока с использованием в сравнении с традиционным уроком :
1. Активное вовлечение учащихся и поддержка совместного обучения. Учащиеся занимаются с удовольствием, отслеживая свои ответы на общем экране при помощи разноцветных курсоров мыши. Работа в «командном режиме» способствует совместной работе – для выполнения задания все участники команды должны работать совместно.
2. Улучшение управления аудиторией и общей вовлеченностью учащихся. Больше не нужно ждать, пока все ученики поднимут руки: с Mouse Mischief ответы немедленно отображаются на экране. Благодаря этому можно быстро оценить уровень усвоение материала.
3. Простота использования и доступность решения.
Опыт работы в данной ИКТ-технологии позволяет добавить к выше перечисленным преимуществам следующее: за счет создания интерактивной атмосферы повышается мотивация к изучаемому предмету. Кроме того, Mouse Mischief привлекает к постоянному участию и взаимодействию абсолютно всех учеников, независимо от их психологических и интеллектуальных особенностей. При этом взаимодействие, обеспечиваемое технологией Mouse Mischief, не замещает собой учебную деятельность, а служит средством для более активного усвоения, ощущения учениками собственной успешности и интеллектуальной состоятельности.
Опыт работы в технологии Mouse Mischief позволяет нам выявить соотношение возможностей технологии и новых образовательных результатов в формате УУД.
В заключение хочется отметить, что апробация технологии Mouse Mischief, представляется нам универсальной в решении проблемы создания интерактивного пространства на уроке и благоприятной психологической адаптации ребенка, а также является показателем формирования адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Таким образом, грамотно организовать учебный процесс для повышения мотивации первоклассников и детей с ОВЗ и управлять им возможно, зная причины мотивационного кризиса учащихся, способы повышения мотивации, используя установки и действия, влияющие на мотивационную сферу.