Получи документы

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающего вида

Ольга Филатова
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающего вида
▼ Скачать + Заказать документы

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ

в ДОУ общеразвивающего вида

Происходящие в последнее время существенные изменения в сфе-ре образования Российской Федерации связаны с новым отношением к детям - инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Появляется и активно развивается, инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада.

Публикация «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающего вида» размещена в разделах

«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.

Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспита-ние детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными.

К сожалению, в ДОУ остаются проблемы в кадровом обеспечении при ком-плексном сопровождении детей с ОВЗ. Помощь детям с ограниченными возможно-стями здоровья должны оказывать узкие специалисты: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды, врачи-специалисты, социальные работники, сурдопедагог.

Несмотря на ряд проблем, наше учреждение организовывает обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем детском саду имеется уже небольшой опыт работы по организации инклюзивного образования. С 2017 года наш детский сад посещают 3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащий ребенок, ребенок после кохлеарной имплантации, ребенок с задержкой психического развития)

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья посе-щающих наше образовательное учреждение строится в 3 этапа.

1 этап Ориентировочный:

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявле-ние образовательного запроса.

Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

Установление эмоционального контакта с ребенком. Адаптационные мероприятия.

2 этап Организационный :

1 Изучение медицинской карты ребенка, заключения ПМПК.

2 Психолого-медико-педагогическая диагностика.

3 Разработка индивидуального образовательного маршрута, который составляется на основе диагностических данных и рекомендаций специалистов ПМПК.

4 Составление адаптированной ООП ДОУ.

3 этап Основной:

Создание «безбарьерной» развивающей предметно – пространственной среды.

Реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной ООП ДОУ

Проведение промежуточной диагностики и ее анализ.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляем в соответствии со специаль-ными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенно-стей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития.

В отношении этих детей с ООП реализуем следующие формы обучения: групповые и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, диагностику и консультирование родителей.

Так же немаловажное значение имеет создание предметно-развивающей среды, помогающей социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как отмечает Сабельникова С. И., педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок

Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способствовать накоплению информационной базы для обеспечения возможности проведения качественного анализа результатов коррекционно-образовательного процесса.

Работа учителя- логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ включает следующие блоки:

Диагностический блок:

-определение уровня речевого и психического развития ребенка;

- анализ полученных результатов;

Коррекционно – развивающий блок:

- личностно – ориентированный подход;

- принципы системности;

- учет структуры дефекта;

Аналитический:

- выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;

- отслеживание динамики развития ребенка.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень мо-торного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Наиболее эффективными средствами логопедического занятия считаю диалоговое обучение, т. к. оно способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний.

Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую на-правленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие, дыхательные упражнение, подвижные игры.

Одним из важных направлений основного этапа является работа с семья-ми (родителями) детей с ОВЗ. Я в своей работе, помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляю анкетирование родителей на пред-мет их отношения к инклюзивному образованию и на основе этого провожу просветительскую работу по формированию адекватного понимания инвалидности, развитию навыков толерантности. Формами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы и семинары. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает также издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов. В уголках для родителей ДОУ размещаю консультации на темы: «Дети должны учиться вместе!»,«Каждый ребенок особенный, все дети равны!» с целью информирования родителей о проблемах и правах детей –инвалидов.

Педагоги, нашего учреждения, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей, совместные праздники, конкурсы и развлечения.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка та-ким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Воспитание детей с ОВЗ в детских садах общеразвивающего вида - одно из проявлений гуманизации общества.

При работе с воспитанниками с ОВЗ педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо повышать уровень своей профессиональной компетенции в области психологии и коррекционной педагогики. Но самое главное - желание педагога применять разнообразные методы и средства работы как общей, так и специальной педагогики на практике.

Можно сделать выводы, что для развития инклюзивной практики образования в ДОУ необходимы системные изменения, которые не происходят быстро. Самые сложные из них - это изменения в мышлении и сознании людей. Формирование положительного отношения к проблемам инклюзивного образования во многом зависит от профессионализма и нравственных качества личности педагога.

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зренияРазвивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными.

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образованияОрганизация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающего вида
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 15:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающего вида» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Филатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД