Ольга Сычева
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей. Подобрала материал для легкой адаптации детей в детском саду
Адаптация детей раннего возраста
к условиям ДОУ. … Твердо убежден, что есть качества души,
без которых человек не может стать настоящим
воспитателем, и среди этих качеств на первом
месте-умение проникнуть в духовный мир ребенка.
Сухомлинский В. А.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
Приоритетным направлением своей работы я выбрала адаптацию детей раннего возраста к условиям детского образовательного учреждения, потому что работаю в группе с детьми от 1,6 до 2 лет. Цель моей работы – помочь детям быстро адаптироваться к новой среде и к ее условиям.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, безтравматичным.
Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Есть несколько уровней адаптации :
1. Тяжелый уровень адаптации (2-6 месяцев).
В этот период дети проявляют тревогу, беспокойство. Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко продемонстрировать свое положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности. В течение дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают).
2. Средний уровень адаптации (20-40 дней).
Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют.
3. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).
При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям.
Учитывая уровни адаптации детей, я стремлюсь к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде, для этого использую следующие методы:
1. Индивидуальный подход к ребенку:
Гибкий режим
Создание условий для общения со знакомыми игрушками и вещами
Использование игрушек-забав (волчок-юла; пирамидки; матрешки 3-4 местные; народные игрушки с подвижными частями)
Учет домашних привычек
Использование баюкалок при укладывании детей спать.
2. Создание предметно-развивающей среды.
Уголок «Моя семья»
Уголок «Позвони маме»
Уголок «Маша – растеряша»
Уголок «Уединение»
Уголок ряженья
Центр «Песок-вода»
Центр развивающих игр
3. Побуждение ребенка к общению со сверстниками.
Игры ребенка рядом со сверстниками («Покружимся»; «Самолеты»; пальчиковые игры)
Приучение к объединению в игре с другим ребенком («Машина для Чебурашки», «Покатаем кукол с горки», «Мы едем, друзья, в далекие края»)
Ситуации, общение («Дети играют в кубики», «Попроси игрушку», «Научим куклу играть с пальчиками», «Как звери живут в лесу»)
Использование фольклора, художественной литературы (потешка для новичков «Кто из нас хороший», чтение потешки «Ладушки-ладушки», «Водичка-водичка», «Чики,чики чикалочки», чтение сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» ; чтение стихотворений А. Барто)
Элементы театрализованной деятельности (показ настольного театра «Теремок», инсценирование сказки «Курочка Ряба», стихотворения «Мама спит, она устала», игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»; рассказывание сказок, знакомство со считалками; имитация животных: еж, заяц, волк, лиса, медведь, бабочка)
Игры с воспитателем (игры с воздушными шарами; «Шли-шли, что-то нашли», «Поймай солнечных зайчиков», «Чудесный мешочек», «Бегите ко мне», «Найди, что назову», «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать»)
Игры-занятия, упражнения («Мы встречаем гостей», «Уложим куклу спать», «Чаепитие», «Кого как зовут», «Угадай, что звучит», «Оденем куклу на прогулку», «Узнай и назови зверей».
Очень важное значение в быстрой адаптации детей к детскому саду играет семья.
Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение.
Работа с семьей, по моему мнению, важная задача. Необходимо помочь родителям правильно отнестись к процессу воспитания в период адаптации ребенка к новым условиям. Необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.