Любовь Паштанова
Организация и содержание работы по формирования культуры общения дошкольников в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Наилучшие возможности для совершенствования культуры общения предоставляют разновозрастные группы. Именно в такой я и работаю. Особенности общения в таких группах помогают старшим детям учиться выражать свои мысли, быть терпимее, систематизируют их знания. А малыши получают возможность овладеть многими умениями и навыками в гораздо более короткий срок, чем обычно.
Я работаю в разновозрастной группе, которую посещают дети от 3,5 до 6,5 лет. В группе 20 человек. Наша дошкольная группа работает по программе "От рождения до школы"
Публикация «Организация и содержание работы по формирования культуры общения дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Особое внимание уделяю в своей работе социально-личностному развитию детей, воспитанию этических качеств личности, развитию культуры общения. Я считаю, что культура развития взаимоотношений у детей, развитие их игровой культуры является одним из важных условий развития личности вообще.
С момента поступления детей в данную группу я провела наблюдение за общением ребят между собой, за их взаимоотношениями в игре и повседневной жизни, чтобы выявить уровень дружеских взаимоотношений, уровень культуры общения, проявления определённых действий и поступков.
При наблюдении, которое проводилось в сентябре, я обращала внимание на следующее (вводная диагностика) :
1) Выполняют нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками?
2) Каков уровень взаимоотношений в игре? (как распределяют и выполняют роли, как помогают друг другу во время игры, умеют ли уступать, сдерживать себя, делиться с товарищами; проявляют ли сочувствие, отзывчивость, заботу).
3) Вежливо ведут себя в общественных местах, в группе?
4) Как обычно разрешаются возникающие споры, ссоры, умеют ли считаться с мнением товарищей?
5) Как дети отражают знания, полученные в образовательной деятельности?
Подробнее познакомившись и изучив литературу по данной проблеме условно я определила 3 уровня развития культуры общения :
I (высокий) – дети умеют обращаться к старшим и сверстникам с просьбой, вопросом; владеют различными формами обращения при встречи и расставании к взрослым и детям; знают и выполняют правила поведения в общественных местах; умеют спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания;помогают в игре друг другу, делятся с товарищами игрушками, умеют сдерживать себя, проявлять отзывчивость, заботу о других.
II (средний) – дети не всегда умеют обратиться к старшим и сверстникам с просьбой, вопросом; не всегда используют различные формы при встрече и расставании к взрослым и детям; знают, но не всегда выполняют правила поведения в общественных местах; не всегда спокойно и правильно реагируют на замечания; не всегда умеют уступать друг другу, сдерживать себя, считаться с мнением товарищей.
III (низкий) –дети не обращаются с просьбой к старшим и сверстникам; не хотят здороваться; обижает сверстников критическими замечаниями; не выполняют правила поведения в общественных местах; не умеют уступать друг другу, сдерживать себя, считаться с мнением товарищей.
В результате моих наблюдений выявилось следующее:
На высшем уровне развития культуры общения в игре находятся 2
человека (10%, на среднем – 6 человек (30 %, на низком – 10 человек (50%). В группе выявилось 2 ребёнка (10%) с уровнем развития культуры общения ниже всех выделенных. Это дети, посещающие группу первый год (пришедшие из дома, так называемые «домашние дети».
На основании проведённых наблюдений и полученных в ходе их результатов я наметила для себя следующие задачи по развитию культуры общения и формированию личностных взаимоотношений посредством игры: -расширить представления и знания детей о нормах и правилах культуры общения; -развивать положительные взаимоотношения между детьми, детьми; - воспитывать у детей желание быть вежливыми, используя речевые контакты; -воспитывать интерес к играм, помочь детям получить радость, удовольствие от игры, пробудить желание играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей. В соответствии с поставленными задачами я определила основные направления своей работы. Самым важным из них является воспитание у детей глубоких познавательных интересов путём расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создание у детей таких ярких образов, которые они стремились бы воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношений людей и создавая положительное отношение к знаниям о современности, можно решать задачу формирования у дошкольников более устойчивого и осознанного чувства коллективизма, более четкие представления о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи, о хорошем и плохом поступке. Ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важнейшее значение по обучению детей самой технике общения, коммуникативным умениям как способам выражения отношения друг к другу. В своей работе с детьми я использую всё разнообразие средств по формированию социально-личностного поведения и воспитания (игры-драматизации, режиссерские, подвижные, строительные, дидактические и т. п. игры; провожу с детьми наблюдения, этические беседы, занимательные и творческие задания и вопросы и т. д. - все это стимулирует познавательную и коммуникативную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных и жизненных задач, но наиболее интересным, увлекательным и эффективным средством формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, считаю, сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра предоставляет наилучшие возможности для развития навыка культуры общения детей. В процессе подготовки игры, в ходе самой игры дети пользуются словами вежливого обращения друг к другу (будьте добры, благодарю, разрешите пройти и другие, умение обратиться с просьбой к прохожему, умение заботиться о малышах (помоги малышу одеться, дай ему лучшую игрушку, уважение к старости, развитие умения не перебивать говорящих, не вмешиваться в их разговор, слушать говорящего внимательно. Для того, чтобы быть последовательной в своей работе я составила перспективный план на учебный год (с октября по май).(см. в приложении) Нельзя не сказать о том, что без взаимодействия с родителями невозможна качественная работа, поэтому перспективное планирование было составлено и для работы с родителями. С детьми были проведены следующие игры: «Ожившие игрушки», «Жизнь в лесу», которые направлены на привлечения внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам. Очень интересно и увлекательно проходила беседа на тему «Умнее тот, кто уступает». Дети рассказывали о дружбе, как правильно надо вести себя в разных ситуациях. Для того, чтобы не ссориться с лучшим другом надо ему уступать, а он уступит в следующий раз. Также с детьми были проведены ряд уроков вежливости. Во время уроков дети научились употреблять в речи «волшебные слова» в различных ситуациях.
Играя в игру «Ожившие картинки» дети научились анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. (см. приложение).
Невозможно закрепить навыки культуры общения без использования ситуаций, игр-упражнений, поэтому с ребятами была проведена образовательная деятельность, где дети научились быть вежливыми, внимательными друг к другу, обращаться с просьбой правильно вести себя в общественных местах.
Также большое внимание уделяла чтению художественной литературы на нравственную тему. Детям были прочитаны «Волшебное слово»
В. Осеевой, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Посидим в тишине» Е. Благининой, "Три товарища" Толстого и др. на которых были сформированы такие качества, как честность, отзывчивость, доброта и навыки общения между детьми. Ребята усвоили, что - хорошо, а что - плохо.
Передо мной встала сложная задача- убедить родителей в необходимости изменить подходы к решению проблем общения детей. С этой целью на родительском собрании детьми были показаны сценки- инсценировки: «Злой волк», «Упрямый мальчик», «Ушки-неслушки», «Бабушка и внучка», «Некуда деться», «Кто виноват?» Родители увидели себя и своих детей со стороны. Это оказалось очень эффективным средством
На заседании в педагогической гостиной родители делились своим опытом в вопросах воспитания культуры общения, также мною были предложены педагогические ситуации. После их обсуждения, каждый из родителей взял для себя что-то полезное.
Была подготовлена тематическая выставка по теме: «Воспитание добрых чувств у дошкольников». Были предложены консультации: «Ребенок – зеркало нравственной жизни родителей», «Я - жадина», «Игра - средство нравственного воспитания», Памятка для родителей «Вежливость ничего не стоит, но дорого ценится».
После проведенной планомерной и последовательной работы мною была проведена итоговая диагностика (в мае). Проводилась она по приё мам вводной диагностики и результаты получились следующими:
На высшем уровне развития культуры общения в игре стало 8 человек (40%, это в основном дети, которые были на среднем уровне развития культуры общения.
На втором уровне стало 10 детей (50%, а на третьем – 2 ребенка(10%). Это дети, которые были на уровне ниже всех перечисленных уровней.
Теперь я уже могу говорить о результатах проделанной работы :
1. Дети стали более общительными, дружелюбными; они научились устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций.
2. Воспитанники научились слушать друг друга, стали более организованные, дисциплинированные, внимательные, наблюдательные.
3. В процессе работы, у детей сформировалось понятие о том, что воспитанный человек дружелюбней, всегда будет пользоваться симпатией у окружающих. Это и опрятный внешний вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, угостить гостей.
4. Я помогаю детям понять, что «дружба» дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому.