Ульяна Сафина
Формирование культуры общения средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями, учиться общаться друг с другом позволяет игра.
Учиться, играя - эта увлекательная идея. Чтобы дети овладели необходимыми движениями и навыками, их этому надо научить.
Публикация «Формирование культуры общения средствами игровой деятельности» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ценность обучающего воздействия давно подмечена народом, не случайно им создано много детских песенок, потешек, игрушек и игр, которые забавляют и учат детей. Народ создал эти чудесные произведения потешки, прибаутки, частушки, заклички с тем, чтобы дети в игре со словом учились тонкостям родного языка.
Формировать навыки культуры общения у детей можно начать через игры: подвижные, дидактические, театрализованные, использовать этюды, стихи-диалоги, песенки, потешки и т. д.
Подбирать тематику и содержание театрализованных игр, литературных произведений, которые имеют нравственную направленность - это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, мребёнок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на детей, как положительных, так и отрицательных образов.
Начиная вести углублённую работу по обучению детей правилам культуры общения со взрослыми и сверстниками в различных жизненных ситуациях, можно поставить перед собой следующие задачи :
• научить детей употреблять слова приветствий, благодарности;
• вести разговор с партнёрами, не обижая и не унижая собеседника;
• умение пойти на компромисс в нужной ситуации;
• знать правила хорошего тона;
• уметь анализировать собственное поведение, поведение окружающих людей.
Развивать воображение, творческие проявления, интерес к играм- ситуациям, играм-драматизациям, сказкам и т. д. Работа по формированию навыков культуры общения у детей очень объёмная, поэтому её нужно вести постепенно.
Большую роль в выполнении поставленных задач играет предметно- развивающая среда. Наглядно-образное восприятие детей предполагает яркость, красочность в её оформлении. Это игровые уголки «Дочки-матери», дидактическое панно, шапочки-маски сказочных персонажей к подвижным играм, сказкам; плоскостной и пальчиковый театр, уголок ряженья.
Bсё это привлекает и радует детей, и способствует работе с детьми над речевым общением через игры драматизации малых фольклорных форм, так как это наиболее любимые игры детей.
Большую роль для развития общения играют игры-развлечения (инсценировки). Содержание игр-развлечений (показов) должно быть более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, но взятым из реальной близкой ребёнку действительности. Что требуется при этом от ребёнка, Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно. Участие взрослого может сделать игру более продолжительной, интерес к игре более устойчивым, способы использования игрушек более разнообразными. Проводя с детьми игру-развлечение, нужна всегда держать их в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дальнейший ход действий. Задача воспитателя - вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их насмешить, создать хорошее настроение. Такие игры - развлечения, как "коза рогатая", "по узенькой дорожке", "солнечный зайчик", "прятки", "догонялки" и т. д. можно проводить ежедневно, коллективно и индивидуально,
Для развития общения, важную роль играют дидактические игры, которые имеют определённое значение в нравственном воспитании детей. Сначала ребёнок приучается приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной деятельности. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.
Использую такие игры на развитие мелкой моторики рук: «Застегни пуговицы», «Зашнуруй ботинок», «Собери домик», «Собери зайчика» и др.
Игры для ознакомления с окружающим миром:
«Кому что нужно для работы?», «Кто как кричит?», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Переезжаем на новую квартиру» и др.
Игры, способствующие восприятию цвета: «Цвета», «Сложи узор», «Кукла Катя и ее подружки», «Сделаем куклам бусы» и др.
Игры, содействующие развитию воображения: «На что это похоже?», «Дети на прогулке», «Чудесный мешочек».
Игры, развивающие элементарные представления о форме предметов (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) : «Что это такое?», «Почини одеяло», «Подбери фигуру», «Построй городок»
Игры на развитие восприятия величины: «Бабочка и цветы», «Матрёшки», «Пирамидки», «Спрячь шарик в ладошке», «Найди пару», «Большой – маленький», «Один—много» и др.
Очень любят и увлекают детей игры перед зеркалом. Дети сами придумывают слова соответственно сюжету, проигрывают с соответствующей интонацией и мимикой, наблюдая свою игру перед зеркалом. Такие игры вызывают интерес друг к другу, что важно для малышей для утверждения своего «я», уверенности в себе, самостоятельности.
Важную роль в общении детей имеют сюжетно-ролевые игры, которые объединяют вначале двух, трёх, а затем и большее количество детей. Сначала они группируются на основе действия по его направленности: ведёт машину - шофёр, а пассажир едет в ней; врач лечит больного, парикмахер стрижёт маму и т. д. Сюжет игры малышей несложен, в нём дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.
Одним из методов в воспитании уважения к взрослым и сверстникам, понятия правил поведения можно использовать этические беседы, которые помогают ребёнку разобраться в ситуациях понятия добра и зла, справедливости. С этой целью в группе можно проводить ситуаций на темы: «В гостях», «Мы едем в транспорте», «За столом», «Кто заботится о детях в нашем детском саду».
Вся эта целенаправленная работа даёт большие результаты. Дети относятся друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшается число конфликтных ситуаций. Игра является одним из методов по обогащению речевой культуры общения.