Боцулко Оксана
Педагогические методы и приемы формирования культуры общения и поведения в различных видах детской деятельности. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические методы и приемы
формирования культуры общения и поведения
в различных видах детской деятельности.
Задачи Познавательная деятельность Игровая деятельность Самостоятельная деятельность
Выявление сформированности навыков культуры поведения у детей, уважительного отношения к окружающим людям. Развивать и воспитывать осознанные взаимно-доброжелательные Занятия:
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
«В мире вежливых слов», «Знакомство», «Культурная среда».
Чтение произведения В. Осеевой «Волшебное Д/и «Вежливый котик», «Хорошо и плохо», «Принеси мне воды».
С/р. игра «Магазин».
Игра – путешествие с использованием проблемной ситуации; «Коробочка добрых дел».
Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок на тему «О хороших людях».
Инсценировка сказки «Колобок»;
Задачи Познавательная деятельность Игровая деятельность Самостоятельная деятельность
отношения со сверстниками.
Развивать умение обращаться к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости. слово».
Беседа «Зачем нужен друг».
Упражнения с использованием вежливых слов и выражений и т. д. Игра «Веселые переглядки»;
Игра-тренинг «Мои ощущения». Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов»;
Вечер загадок, скороговорок, пословиц о дружбе, товариществе.
Знакомить с традиционными приветствиями, сформировать навыки вежливого разговора по телефону, развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных привычек, развивать добрые, теплые отношения между детьми. Занятия: «Утреннее приветствие», «Вежливый разговор по телефону»,
«Долг платежом красен».
Чтение пословиц и поговорок о дружбе, товариществе.
Чтение стихотворения А. Барто «Медвежонок – невежа» и т. д. Д/и «Дразнить, обижать»;
Д/познавательная игра «Что такое хорошо и что такое плохо»;
С/ролевая игра «Стол звонков»;
Игровые ситуации. «Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка»;
Игра «Дочки–матери»;
Создание альбома «Вот мы какие!»;
Настольно-дидактическая игра «Азбука настроений»;
Отгадывание загадок.
Формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни. Научить высказывать свое мнение о выполнении правил культуры поведения. Находить определения для оценки поведения реальных людей. Научить относиться к окружающим с заботой и терпением. Занятия: «Культурный человек»;
Решение кроссвордов;
Чтение стихотворения Е. Карганова «В автобусе»;
Викторина «Правила культуры поведения» и т. д. С/р. игра «Гостям всегда рады»;
Игра «Клубочек»;
Театрализованная деятельность : «Сказка о глупом мышонке»;
Д/и «Наши добрые слова»;
Игровые ситуации;
Игра «Вежливый ручеек» и т. д. Рассматривание иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака;
Слушание песни из мультфильма «День рождения Леопольда»;
Рассматривание книги Д. Хармса «Поведение в общественном транспорте» и т. д.
Научить видеть связь между своими поступками и поступками взрослых. Познакомить с правилами взаимоотношения людей друг с другом.
Сформировать осознанное понимание значимости Занятие:
«Мы и взрослые»;
Занятие:
«В гостях у Маши»;
«Правила этики»;
Чтение художественной Коллективные игры с куклами;
Н/д игра «Любить прекрасное»;
Игровые ситуации:
– Звонок в справочное бюро;
Д/и «Принеси мне Игра «Ладушки»;
Игра «Едем в гости»;
Игра «Выбери меня»;
Просматривание иллюстраций к произведению
Задачи Познавательная деятельность Игровая деятельность Самостоятельная деятельность
родственных отношений. Научить детей адекватным формам поведения. литературы;
Беседа «О товариществе»;
Беседа
«О дружбе»;
Занятие
«Братья и сестры». воды»;
Д/и «Цветок доброты»;
Игра-занятие «Книжный доктор». К. Чуковский «Мойдодыр»;
Изготовление индивидуальных альбомов
«Что любит ребенок»;
Нарисовать портрет доброго, вежливого человека.
Формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Закреплять навыки бережного отношения к вещам. Развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения Занятие :
«Гостям всегда рады»;
Чтение русских народных сказок;
Беседа: «Братья и сестры»;
Составление рассказов о правилах поведения.
Чтение детям книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;
Занятие: «Долг платежом красен». Н/и
«Домино – Как правильно»;
Театр открывается: кукольный спектакль по мотивам сказки «Заюшкина избушка»;
С/р игра
«Напоим Катю чаем»;
С/р игра
«Детский сад»;
П/игра
«Вежливый ручеек»;
Н/печатная игра «Оцени поступок»;
Игра «Я поступил хорошо, когда….». Самостоятельное рассматривание детьми книг с рисунками Е. Чарушина;
Создание проблемной ситуации во время режимных моментов;
«Расскажи стихи руками» (М. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»);
Вечер загадок, скороговорок, пословиц о дружбе.
Научить относиться к окружающим с заботой и терпением.
Формировать навыки культуры поведения в общественном транспорте.
Сформировать навыки вежливого разговора по телефону. Занятие: «Дразнить, обижать»;
«Вместе с друзьями»;
Беседа о культуре поведения;
Занятие:
«Я – пассажир»;
Чтение сказки Носова «Живая шляпа» и обсуждение прочитанного. Создание проблемной ситуации.
С/р игра «Дочки-матери»;
Игровая ситуация: «Звонок на работу маме»;
Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»;
Беседа по телефону. Открытки разрезанные пополам «Лучшее знакомство»;
Просмотр книг с произведениями А. Барто, В. Осеевой;
Слушание песни В. Шаляпина «Улыбка»;
Беседа по телефону;
Просмотр мультфильма «Котенок Гав».
При этом, организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности в освоении детьми правил культуры общения и поведения :
1-й шаг. Привлечение внимание детей к проблеме, к соответствующему правилу и способу культуры поведения.
Задача педагога : вызвать у детей интерес к поведенческой проблеме, желание разрешить возникшую ситуацию.
Действия педагога : введение в ситуацию, рассказ воспитателя или игрового персонажа, показ инсценировки, видеосюжета, картинки.
2-й шаг. Обсуждение с детьми проблемы (события, ситуации).
Задача педагога : вызвать у детей желание высказаться, обратиться к своему личному опыту в аналогичной ситуации.
Действия педагога : постановка проблемных вопросов, обращение к чувствам и переживаниям детей, привлечение примеров из личного опыта (детей в группе, самого педагога, детей из другого детского сада, нацеливание на различные варианты решения проблемы (как поступить).
3-й шаг. Формулирование правила поведения в подобных ситуациях и обстоятельствах.
Задача педагога : побуждать детей самостоятельно сформулировать правило и перечислить соответствующие способы поведения.
Действия педагога : поддержать самостоятельность детей, поощрять активность в высказываниях, предлагать для обсуждения разные варианты, дать окончательную формулировку правила.
4-й шаг. Наглядная фиксация правила и способов его выполнения.
Задача педагога : пробудить фантазию детей, активность в поиске формы наглядной фиксации правила и способов его выполнения.
Действия педагога : поощрять инициативу и активность детей, предлагать разный материал для осуществления замысла и предложений детей (краски, фломастеры, трафареты, картинки, символические изображения).
5-й шаг. Практическое разыгрывание ситуаций общения или поведения, связанных с выполнением правила.
Задача педагога : упражнять детей в практическом выполнении правил для разрешения ситуации.
Действия педагога : создать проблемно-игровую обстановку, вовлечь детей в ситуацию общения, оказать при необходимости поддержку в выборе способа разрешения проблемной ситуации, включить их в обсуждение.
6-й шаг. Эмоциональное завершение ситуации.
Задача педагога : закрепить положительное эмоциональное впечатление детей, нацелить на самостоятельное выполнение правила в общении и поведении.
Действия педагога : выразить свое удовлетворение действиями детей и закончить эмоциональным моментом – песней (например, «От улыбки станет всем светлей») или общей игрой.
IV этап: Взаимодействие с родителями по формированию культуры поведения у детей.
Большое место в организации взаимодействия занимает общение педагогов с родителями. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой детского сада на открытых занятиях, при посещении различных общих мероприятий; помещать информацию в «Уголке для родителей»; организовывать специальные экспозиции и выставки детских работ.
Положительные результаты в формировании культуры поведения у детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества воспитателей и родителей. При этом целесообразно использовать как традиционные, так и новые формы работы.
Родительские собрания проводятся групповые и общие. На собраниях можно информировать родителей о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими норм и правил культуры поведения.
Беседы. Чаще всего предметом бесед могут стать детские страхи, отношение к ребенку сверстников, настроения и вкусы детей, их интересы и потребности. Мы можем порекомендовать такие темы для бесед:
•«Для чего нужна дружба?»
•«Как избежать ссор?»
•«Чего боится ребенок?»
Индивидуальные и групповые консультации. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Совместная деятельность. Можно организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Опыт организации такой работы с родителями показывает эффективность и результативность в формировании культуры поведения.
Тематика:
•постановка общих спектаклей;
•изготовление коллективных панно по определенным темам и т. д.
Тренинги. Новая и эффективная форма работы с родителями. Предложение родителям вместе обсудить какую-либо ситуацию.
Тематика:
•«Ваш ребенок иногда не убирает за собой игрушки».
•«Игрушки в жизни ребенка».
•«Экспонирование семейных фотографий».
В процессе работы с родителями педагог достигает единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказание большой помощи в формировании культуры поведения у дошкольников. Показателями эффективности проведенной работы будет повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания в беседах, многочисленные их вопросы к педагогу, обсуждение примеров из собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, а в итоге – положительные результаты в формировании культуры поведения и морального облика ребенка.
Руководство поведением детей должно сочетать в себе контроль с представлением разумной самостоятельности. Только тогда возникают привычки нравственного поведения. Одно дело, когда ребёнок ведёт себя как надо, потому что находится под вниманием воспитателя и совсем другое, когда он так же ведёт себя в его отсутствие. Только в этом случае можно считать, что правила поведения, стали для ребёнка нормой. Постепенно у детей формируется привычка следовать требованиям культуры и в личном поведении и во взаимоотношениях с другими людьми. В итоге старшие дошкольники приобретают необходимую социальную компетентность, которая свидетельствует о готовности применить освоенные культурные умения и социально-ценностные представления в новых условиях школьного обучения.