МААМ-картинки

Формирование культуры речевого общения у старших дошкольников

Надежда Гребенникова
Формирование культуры речевого общения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Культура речевого общения детей дошкольного возраста.

1-й слайд.

Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и другие. «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности»,- В. В. Давыдов.

Одним из компонентов общения выступает культура речи. Исследования учённых установили, что воспитание культуры речевого общения предупреждает негуманное проявление эмоций, а также определяет:

Публикация «Формирование культуры речевого общения у старших дошкольников» размещена в разделах

-формирование знаний норм и правил;

-умение взаимодействовать с окружающим;

-желание вступать в контакт.

2-й слайд.

Проблеме формирования у дошкольников основных навыков и умений употребления формул речевого этикета стали уделять внимание сравнительно недавно. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми решение следующих задач:

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь.

Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли вкуса и интереса к языку.

3-й слайд.

Сегодняшний старший дошкольник умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. Поэтому перед педагогами ставится цель и решаются задачи.

Основная цель- формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

Ввести в активный словарь этические стереотипы;

Формировать умение выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения;

Способность эффективно осуществлять деятельность, т. е. умение говорить и слушать других;

Проводить работу по освоению собственно речевых норм (слайд №3).

4-й слайд.

Формирование культуры речевого общения – важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами. Освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

В основе обучения положены следующие принципы:

- учёт возрастных особенностей дошкольников;

- комплексный подход ;

- использование различных форм, методов и приёмов работы;

- игровой;

- безоценочного позитивного принятия ребёнка;

- сочетание различных форм организации деятельности.

5-й слайд.

Формирование навыков культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Выделяются основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы (беседы, разъяснение); а также наиболее характерные приёмы обучения. Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между ними.

6-7-й слайд.

Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни. В совместной деятельности проводим игры-импровизации, игры-упражнения и прочее. Данная работа в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, позволяет каждому ребёнку дощкольного возраста без перегрузки, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.

8-й слайд.

Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Основанное на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения.

9-й слайд.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей немаловажна. Формируется словарь – идет обогащение словаря новыми словами. Затем вводят слова в речь детей, т. е. идет активизация словаря. Дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова (с утешительным ласковым суффиксом) и т. д.

Развивается связная и монологическая речь. После прочтения сказки детям предлагается: закончить какое-то предложение, повторить некоторые предложения, затем пересказать. Также идет развитие и диалогической речи. Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Если герой чем-то недоволен – говорит сердито. Если боится – говорит со страхом.

Развивается сила голоса и дикция.

Дети учатся произносить слова так, чтобы окружающим все было хорошо слышно и все понятно.

В ДОУ проведён семинар практикум с педагогами на тему «Культура речевого общения через театрализованную деятельность», с целью – формирование культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, мы используем кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

10-11 слайд.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры воспитатель может показать, как необходимо себя вести в той или иной ситуации.

С целью закрепления навыков и умений дети играют в дидактические игры в доступной и образной форме напоминают детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным временем для игр являются часы после дневного сна.

13-й слайд.

Во время прогулок, совместной, самостоятельной деятельности дети охотно общаются и закрепляют полученные навыки общения.

Педагоги внимательно следят за тем, как каждый из их подопечных воспринимает воспитательное воздействия и влияние. Определяют уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета.

14-йслайд.

Современные родители испытывают определенные трудности в общении с детьми, а отсюда и серьезные недостатки в формировании речевого этикета.

Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. В начале года проводим анкетирование родителей, с помощью которого выясняем знания родителей об этикете, а в дальнейшем, проанализировав анкеты, даем необходимые консультации, делаем папки-передвижки, рассказываем о том, какими навыками этикета могут овладеть их дети.

Беседуя с родителями, воспитатель дает образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника.

Можно отметить, что работа, проводимая в ДОУ, наиболее результативна, если находит продолжение в семье.

Практическая часть

Добрые слова. Мы можем делиться своей добротой не только с помощью улыбок и ручек, но и словами. Мы же люди, а люди умеют разговаривать! Покажите свои язычки. Давайте ими поработаем (языковая гимнастика). А теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело: мы начнём говорить друг другу хорошие, приятные слова.

Игра «Антонимы». Идё т подготовка к тренингу: обогащение словарного запаса детей добрыми словами.

Злой- добрый, плаксивый- весёлый, жадный- щедрый, грубый -нежный, ненавижу-люблю, глупый -умный, страшный -красивый, грязный- чистый, вонять-пахнуть, реветь- смеяться, толстый- стройный, враг-друг, жёсткий- мягкий…

Тренинг со свечой. Передача свечи (обязательно с безопасным подсвечником) по кругу из рук в руки и проговаривание добрых слов рядом стоящему человеку. Например: Сашенька, ты очень весёлый; Танечка, ты хорошая подруга…

Вывод: не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют.

Публикации по теме:

Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности Актуальность: На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

Формирование навыков речевого общения во время ООД, в повседневной жизни и деятельности детей Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста Составители, учителя-логопеды: Черкашина М. П., Трофимова Т. В. «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем.

«Поведение в общественных местах». Конспект занятия по развитию речи и формированию культуры речевого общения детей 5–6 лет «ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ» конспект занятия по образовательным областям «Ребёнок и общество», «Развитие речи и культура речевого.

Этикет. Основы речевого общения дошкольников В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера.

Активизация речевого общения старших дошкольников «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М. Р. Львов Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное.

Формирование культуры безопасности на улицах города у старших дошкольников Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек в любой момент может.

Формирование культуры общения средствами игровой деятельностиФормирование культуры общения средствами игровой деятельности Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт.

Проект «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Аленушка» Проект «Формирование культуры общения и дружеских.

Конспект занятия по развитию речи и формированию культуры речевого общения «Дикие животные» Образовательная область: «Развитие речи и культура речевого общения». Тема: "Дикие животные" Програмное содержание: продолжать формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры речевого общения у старших дошкольников
Опубликовано: 21 августа 2019 в 14:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культуры речевого общения у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Гребенникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД