Наталья Хорват
Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №219
«Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель:
Нестерова Светлана Эдуардовна
Воспитатель:
Григорьева Наталья Анатольевна
г. Кемерово
2015
Актуальность
Публикация «Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей имеющих нарушение речи, поэтому логоритмические занятия являются помошью, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с речевыми нарушениями.
В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Логоритмические занятия также включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.
Научное обоснование
Советский ученый, невролог и психиатр В. М. Бехтерев доказал, что в начале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотное сочетание и темп звучащей музыки.
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторских систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольника форме : ритмических упражнениях и играх.
Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, на развитие координации «движение-слово» обогащение словарного запаса, формирования грамматических категорий, развитие слухового внимания, обогащение эмоциональных впечатлений.
Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию («орхестика» древних греков, система ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в Вальдорской педагогике, система элементарного музицирования Карла Орфа, фонетическая и логопедическая ритмика).
Вывод: логоритмические занятия хорошо вписываются в учебную работу и направлены на обладание ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.
Идея
Разработать систему, позволяющую развивать чувство ритма у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза
В процессе систематизации работы по развитию чувства ритма произойдут реальные существенные изменения:
- в развитии музыкально-ритмической деятельности;
- в обогащении двигательного опыта.
- в развитии познавательной активности детей младшего возраста.
Цель
Освоить работу по проведению логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Учить детей соотносить движение с ритмом музыки;
Развивать слуховое внимание;
Развивать звуковысотное восприятие;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Развивать способности выполнять движения без показа, только в соответствии с музыкой.
1. Этап. Подготовительный.
Цель: создание организационной основы для реализации проекта.
1. Подбор научно-методического обеспечения:
- литературы;
- методических рекомендаций;
- практического материала (аудио-видео кассеты, диски, музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры).
2. проведение диагностики :
а) психомоторного развития ребенка (с участием педагога - психолога)
- внимание;
- восприятия;
- мышления.
б) Определение уровня развития каждого ребенка:
- логопедическое обследование (данные учителя-логопеда);
-обследование мелкой моторики (данные воспитателя);
- обследование опорно – двигательного аппарата (инструктор по физической культуре);
- диагностическое обследование детей по звуковысотному восприятию (музыкальный руководитель).
2. Этап. Взаимодействия с педагогами.
Цель: Совместная работа с педагогами, специалистами:
Консультации;
Семинары – практикумы;
Тренинги по разработке блоков занятий;
Открытые занятия для педагогов;
Выставки дидактических пособий и шумовых инструментов;
Творческие гостиные;
Деловые игры.
3. Этап. Взаимодействие педагогов с детьми.
Цель: Формирование предствалений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах.
Включение в занятия ритмических упраженений и игр, занятия на развитие ритмического слуха, наглядные двигательные, звуковые, графические структуры ритма;
Использование новых технологий при проведении занятий (К. Орфа, комплексные логоритмические занятия, занятия на развитие лексики);
Сюжетно-тематические занятия;
Включение в занятия пальчиковых и подвижных игр, песен и стихов, танцев, элементарного музицирования на шумовых инструментах, дидактических игр, способствующих развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов).
4. Этап. Взаимодействие с родителями.
Цель: создание единого образовательного пространства для развития детей в процессе совместной деятельности ДОО и семьи.
Информационные стенды;
Консультации;
Участие детей с концертами на родительских собраниях;
Участие детей на праздниках и развлечениях;
Родительские собрания;
Конференции;
Совместные семейные праздники – импровизации.
5. Этап. Заключительный этап.
Цель: Подведение результатов работы и определение перспектив дальнейшей работы.
1. Анализ педагогического процесса по теме «Логоритмические занятия с детьми младшего возраста» за год. Итоговая диагностика (совместно с логопедом, психологом).
2. Поиск новых эффективных форм работы.
3. Усовершенствование коррекционно-развивающей музыкальной среды в ДОО.
4. Обогащение методического материала ритмо-схемами.
Прогнозируемый результат.
В результате проведеной работы произойдут улучшения в развитии музыкально – двигательной деятельности, усовершенствуется речь, улучшится музыкально-ритмическая координация движений, слуховое внимание детей, эмоциональная отзывчивость, разовьются способности выполнять движения без показа, только в соответствии с музыкой.
Литература
1. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей.
2. Лукина Н. А., Сарычева М. Ф. Логоритмические занятия.
3. Карпушина М. Ю. ЛОгомитрические занятия в детском саду.
4. Журнал, Музыкальный руководитель 2005-2006 год.