Любовь Дрюпина
Организация прогулки с детьми младшего дошкольного возраста в зимнее время
▼ Скачать + Заказать документы
Организация прогулки с детьми младшего дошкольного возраста в зимнее время
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы»
Подготовила воспитатель Дрюпина Л. И.
2012 г.
Условия для активизации движения детей
Особенностью детей младшего дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях.
Публикация «Организация прогулки с детьми младшего дошкольного возраста в зимнее время» размещена в разделах
Особое внимание удовлетворению двигательной активности детей нужно уделять в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много двигаться по участку, как это было в теплое время года.
Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети разнообразно двигаются: то приносят снег в ведерках, то раскладывают цветные льдинки, то сгребают снег в центр или отбрасывают его в стороны.
Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения взрослого и порой высказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена.
Структурные компоненты прогулки
Структурными компонентами прогулки являются:
• разнообразные наблюдения,
• дидактические задания,
• трудовые действия самих детей,
• подвижные игры и игровые упражнения.
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослыми в конкретной прогулке.
Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитии и воспитании, в формировании личностных качеств младших дошкольников.
Методика проведения прогулок
Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, - это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относится.
Наблюдения должны быть нерастянутыми по времени (не более 7-10 минут, яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствует, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при их виде, во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.
С елкой желательно знакомить детей в зимнее время, когда на фоне снежного покрова ярко выделяется зелень ее иголок. Дети подставляют ладошки, убеждаются: колючие иголки. Помогают зимушке-зиме заботиться о малышке, укутывать снежком ее пушистые лапы. С удовольствием поют: «Мороз снежком укутывал…». Некоторые произносят: «Опутывал», пока не убедятся на деле, как правильно нужно произносить.
На участке дети могут повстречаться с белкой. Взрослый рассказывает: «Белка прыгает с ветки на ветку, внимательно оглядывает все вокруг. Живет белка в дупле (показать, там ее домик».
Насыпав орешки под елкой,мы ждем, когда она спустится. Дети приглашают: «Спускайся! Мы принесли тебе угощенье». Младшие с помощью взрослых перечисляют: грызёт, прыгает, быстро бегает.
Наблюдения за птицами – это благодатный материал для формирования у детей стойкого желания заботиться о живых существах, охранять их. Своим видом (маленькие, беззащитные, поведением (нахохлившиеся в зимнюю стужу и звонко чирикающие весною - воробьи, голосовыми реакциями птицы вызывают ярко выраженную симпатию, желание заботиться о них, защищать, что оказывает неоценимую услугу воспитателю в становлении черт характера каждого малыша.
Наблюдения за неживой природой
Знакомя с разнообразными явлениями неживой природы необходимо воспитать у детей эстетические чувств, формировать навыки бережного отношения к окружающему миру.
Характерные сезонные явления, связанные с личным опытом, облегчают формирование соответствующих связей и представлений детей.
Неожиданно пошел густой мохнатый снег. Сквозь его пелену детям интересно смотреть на мир. «Снегопад!» говорит взрослый, и дети начинают понимать, о чем идет речь.
Знакомство со свойствами снега и льда происходит во время выполнения трудовых действий зимой. Ошибкой следует считать то, что взрослый, стараясь придать красочность постройкам, иногда окрашивает снег в яркие цвета. Ребенок с помощью взрослого должен понять и принять красоту и великолепия природного материала (читается отрывок из стихотворения Н. Никитина «На дворах и домах»). Чуть оживить снег могут мелкие цветные льдинки, выложенные узорами самими детьми. Помимо построек, дети выполняют разнообразные дидактические упражнения, игры, задания типа «Какое ведро тяжелее (с пушистым или мокрым снегом?».
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
Дидактические задания
Прогулка должна быть интересна ребенку, а это возможно, если он будет занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения, интересные задания и игры с природным материалом. Они непродолжительны, занимают по времени 3 – 4 минуты.
Дидактические задания разнообразны, но в них всегда должен присутствовать игровой элемент, это импонирует детям. Такие задания должны быть допустимы по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить, для чего выполняется это задание, почему нужно приложить усилия к его выполнению.
С интересом дети выполняют задание на развитие тактильных ощущений.
Дети начинают понимать: снег может быть легким, пушистым, белым или тяжелым, мокрым, серым.
Взрослый организует действия малышей. Спрашивает: «Проверьте, можно лепить?» Дети подбросили снег на лопатке. Он рассыпался облачком, лепить нельзя, сыпучий. Если липнет к лопатке – мокрый, можно лепить.
Все рассматривают на столе комок снега и пластину льда: что у них одинаковое, что разное. Вместе с взрослыми уточняют, конкретизируют, берут в руки, мнут, стучат об стол, рассматривают на свет. Параллельно идет обогащение словарного запаса: прозрачная льдинка, колется, хрупкая.
Обучение детей трудовым действиям
В зимнее время трудовые поручения несколько однотипны: наполнить ведра снегом до определенной полоски, отнести его к месту постройки, а затем весь инвентарь расставить по местам. Дети каждый раз упражняются в одних и тех же действиях, быстро усваивают все правила и начинают действовать со взрослым на равных условиях от начала до конца.
При выполнении трудовых действий, как ни в каком другом виде детской деятельности, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение довести начатое до конца. Формируются положительные взаимоотношения со сверстниками.
Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в целесообразных действиях по самообслуживанию: в зимнее время перед входом в помещение тщательно вытирать ноги, обмахивать валенки веничком.
Подвижные игры и игровые упражнения
Структурным компонентом каждой прогулки является организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения.
В задачи взрослого также входят наблюдение за физическим состоянием играющих. Внешние признаки утомления (одышка, покраснение лица, усиленное потоотделение) служат сигналом для прекращения игры.
Сюжет игры должен быть простым, доступным пониманию (мышки и птички боятся кошки, хорошо известны сами персонажи (кошки, зайчики).
Характерным для игр является то, что дети выполняют одинаковые роли (все цыплята, медвежата). Сами движения, как правило, однотипны, привычны (полетели, побежали, попрыгали, покружились, меняются лишь персонажи («У медведя во бору», «Кошки и птички», «Собачка и ворона»).
С удовольствием все включаются в игру, если для ее проведения специально подготовлена дополнительная атрибутика: шапочки, эмблемы птиц и животных, длинные ушки зайчика, цветочки или веночки, платочки, разноцветные ленточки. Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки.
В предлагаемой детям подвижной игре зачастую решаются несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого из детей, удовлетворение потребностей в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчики прыгают, ориентировка в окружающем (побежали к песочнице, к веранде и т. д., умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры.
В холодное время дети вместе со старшими детьми детского сада водят хороводы у новогодней елки, участвуют в проводах зимы, масленицы, во встрече весны и т. д. Игры, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственные и эстетические чувства детей, приобщают их к народным традициям.
Самостоятельная деятельность детей
Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры-задания, первые трудовые действия, подвижные игры) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого.
Одна из задач педагога – создавать на прогулке атмосферу доброжелательности и симпатии к сверстникам: не упускать момент, обратить внимание оказавшихся рядом детей на товарища, помогающего малышу втащить санки с куклой на горку.
Дети должны учиться первыми приветствовать всех. Младшие говорят: «Здравствуйте!», старшие произносят: «Доброе утро! Добрый день!». Вышли на прогулку и все хором: «Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое!». А ворона прилетела, закаркала – дети ей в ответ кричат: «Здравствуй, здравствуй, тетушка ворона! Как поживаешь?». Прощаясь с наблюдаемыми объектами, дети тренируются в произношении разнообразных фраз-прощаний, запоминают их.
У воспитателя всегда найдется время для робких, застенчивых детей. Не следует оставлять их без внимания. Малыш рад, когда педагог отметил, что он по собственной инициативе навел порядок на веранде: «Маленький, да удаленький!» или «Дело мастера боится!». У малыша в хмурый зимний день заметно поднимается настроение, когда взрослый, собираясь поправить его одежду, читает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик», а затем, поправляя варежку, еще раз повторяет:
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
И тут же:
Ищешь, ищешь - и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
Помогая застенчивому малышу достать носовой платок, взрослый с улыбкой произносит: «Береги нос в большой мороз!». Улыбается малыш, улыбаются и дети вокруг. Так зарождаются положительные контакты.