Оксана Морозова
Организация туристических прогулок с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулки за пределы детского сада, предусматривающие в основном реализацию познавательных и воспитательных задач и включающие физические упражнения, можно проводить уже с детьми 5 лет. Дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе. Речь идёт о дошкольном туризме. Прежде всего, туристические прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности. А также комплексного воздействия на организм природных факторов : солнца, воздуха, воды. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (например, ходьба) способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффектной защиты от сердечно – сосудистых и респираторных заболеваний. Прогулки позволяют активизировать двигательный режим, обогатить двигательный опыт дошкольников. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Доказано, что старшим дошкольникам вполне доступно овладение простейшими туристическими умениями и навыками. Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Двигательная деятельность повышает мотивацию на здоровый образ жизни. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Публикация «Организация туристических прогулок с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Одной из форм работы с детьми является технология проектирования. Изучив рекомендации по проведению туристических пеших прогулок, я создала творческую проектную группу, в которую вошли воспитатели и дети старшей общеобразовательной группы. Работа над проектом помогла развить у детей экологическое сознание и осознанно относиться к соблюдению здорового образа жизни.
Цель данного проекта: Помочь детям осознать, что здоровье – это одна из главных ценностей в жизни.
Были поставлены следующие задачи:
1. Обогатить двигательный опыт дошкольников в природных условиях. Развивать у детей психофизические качества.
2. Расширить знания детей о растительном мире севера. Воспитывать у детей природоохранное поведение.
3. Познакомить детей с туристическими понятиями «поход», «туристы», с правилами поведения в лесу. Помочь им овладеть простейшими туристическими умениями и навыками. Формировать первоначальные навыки поведения в природной среде.
4. Способствовать формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью. Учить налаживать взаимоотношения между членами группы, между взрослыми и детьми. Развивать в детях организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
Доминирующая деятельность проекта:
Игровая с обучением, экспериментальная,
Время работы над проектом: январь – сентябрь.
Мотивация: игровая, учебная, познавательная
В работе над проектом использовались следующие формы:
рассматривание альбомов, картин, иллюстраций, просмотр DVD-фильмов; упражнения, игры, наблюдения, эксперименты, работа с моделями, занятия, развлечения, рисование и аппликация; рассказ воспитателя, беседы, чтение художественной и природоведческой литературы, заучивание наизусть.
Данный проект осуществлялся в рамках специально организованной работы на физкультурных занятиях и совместной образовательной деятельности воспитателей с детьми, с участием родителей, специалистов.
Для начала педагоги группы обратились с просьбой к родителям поддерживать единые с детским садом требования к режиму дня ребёнка (особенно в выходные дни, проводить закаливающие мероприятия, создавать оптимальные условия для удовлетворения потребности ребёнка в активной двигательной деятельности, подготовить одежду и личное походное снаряжение каждому ребёнку. Медицинская сестра оказала помощь в сборе походной аптечки.
Первый этап работы готовил детей к встрече с природой. В совместно – организованной образовательной деятельности вместе с воспитателями дошкольники изучали растительный мир севера: деревья, кустарники, ягоды, грибы. Использовались разные формы работы:
*занятия, наблюдения, викторины: «Экологические задачи», «Надо беречь и охранять природу», «Жалобная книга природы», цикл занятий «Царство деревьев», «Царство ягод»; «Растения, которые нас лечат» «Лекарственные растения»,
* интегрированные физкультурные занятия:
«Путешествие в лес», «Путешествие на луг», «Мы – туристы» № 1-2, «Поход», праздник «Охотники за сокровищами».
*работа с моделями «Сравни деревья», «Собери деревце», «Логические цепочки».
*индивидуальные беседы с детьми «Закаляем организм», «Лесная аптека», «Как нужно вести себя в лесу», «Чтобы лес стал другом», «О весне…», «Топографические знаки», «Костёр должен быть другом», «Сравним признаки ранней и поздней весны», «Лес – не мусорная свалка», «Чем нас радует лес?», «Человек природе друг или хозяин?», «Чем прекрасна тишина».
*словесно – дидактические игры «Измени слово», «Кто живёт в лесу?», «Без чего не бывает леса?», «Чего даёт лес?», «Назови ласково», «Назови, какой сок», «Назови листочек», «Кто быстрее?», «Пара к паре», «Назови – какой?», «Любопытный», «Скажи наоборот», «На что похоже?», «Слова - приятели», «Закончи предложение», «Импровизация», «Сочиним историю», «Новая история», «С какого дерева», «Назови листочек», «Что такое?», «Что мы видим?»;
* подвижные игры и упражнения «Пятнашки», «Снежные дорожки», «Меткий стрелок», «Кто дальше, кто выше», «К названному дереву беги», «Состязание». «Найди лисичку», «Меткий стрелок», «Продай дерево», «Берёзонька, выручай», «По нарисованной дорожке», «Мы – туристы», «Сильные ноги», «Метелица, вьюга, пурга, буран», «Раз тропинка, два тропинка», «Придумай сам».
Второй этап работы – непосредственно прогулки – походы включил в себя серию прогулок по сезонам :
Весна: «Узелки на память», «Первые вестники весны», «Хвойные деревья», «Ранняя весна в лесу»;
Лето: «Мы – туристы», «Деревья в лесу», «В лес –за тишиной»;
Осень: «В лес – за находками», «Листопад в лесу».
Во время работы над проектом у дошкольников расширялся кругозор, они были любознательны, развивалась зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствовались мыслительные процессы. Дети учились думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания.
Прогулки – походы помогли воспитанникам стать сильнее, выносливее, улучшили у них координацию, выдержку. Обогатили двигательный опыт дошкольников в природных условиях. У детей начали формироваться первоначальные навыки поведения в природной среде (умение ориентироваться на местности, тушить костёр и т. д., они познакомились с основами спортивного ориентирования (с элементарными топографическими знаками, с компасом, с движением по карте). Туристические прогулки способствовали формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью. Наладились взаимоотношения между членами группы, между взрослыми и детьми. Ребята стали организованны, отзывчивы, доброжелательны.
Полученные знания закрепились в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации и лепке. Совершенствовались изобразительные умения и навыки при рисовании фигуры человека, растений, деревьев и природы в разное время года.
Обеспечить проектную деятельность помогла следующая литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. «Безопасность» (Учебно – метод. пособ. по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста.);
2. Бочарова Н. И. «Туристические прогулки в детском саду»;
3. Голицына Н. С., Бухарова Е. Е. «Физкультурный калейдоскоп для дошкольников»;
4. Иванова А. И. «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек»;
5. Иванова А. И. «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений»