Наталья Болдырева
Проведение пальчиковых игр с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.
Публикация «Проведение пальчиковых игр с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития РЕЧИ. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и
ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы:
игры без предметов: обычно сопровождаются стихотворениями, потешками – игры на загибание и разгибание пальцев рук («Пальчик-мальчик где ты был?», «Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять», «Урожай», и др.); «конструирование» из пальцев различных объектов («заяц», «волк», «петушок», «лиса», «стульчик», др.) – эти движения повышенной сложности, вводятся после достижения детьми определенных успехов в овладении навыками мелких движений, также можно использовать «театр теней» для заинтересованности детей при обучении
игры с использованием атрибутики (сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, а только как бы украшают упражнение) : в качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом пальце пришиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот и т. д.,
с предметами: шапочки для пальцев («Любимые колпачки», монеты, четки, палочки, карандаши и др.
Разучивать новую пальчиковую игру необходимо на специальных занятиях, отведя для этого время во второй половине дня, т. к. ознакомление с новой игрой занимает больше времени, требует сосредоточения внимания от ребёнка, индивидуального подхода к каждому малышу. Только когда игра в основном освоена детьми, её целесообразно включать в физкультминутки, которые могут проводиться на любом занятии, в режимные процессы. Оптимально удобное время в режиме дня для проведения пальчиковых игр – утро (во время утреннего приема, перед занятиями, перед прогулкой, на прогулке, перед обедом, после обеда, после дневного сна, во второй половине дня.
На сегодняшний день придерживаются следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.
1) Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
2) Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3) Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4) Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
5) При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6)Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7)Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
8)Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
9) В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня
10)При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
11)Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
12)Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Традиционно физкультминутки состоят либо из одной новой, только что освоенной детьми игры, либо из одной сложной для детей игры, требующей терпения, например, такой, как игра «Скалочка» (в игре много раз повторяются однообразные движения большими пальцами. В одну физкультминутку можно включать и два упражнения, но более лёгкие для детей, а некоторые можно составлять из полюбившихся детям игр, но не более трёх. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, 5 – 10 минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Таким образом, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.