Наталья Ильина
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация физкультурно-оздоровительной работы
с детьми дошкольного возраста
Принципиальное условие эффективности оздоровительного физического воспитания и развития детей дошкольного возраста — понимание ими жизненной необходимости физических занятий. Обязательным требованием является формирование практических умений и
навыков, связанных с физической культурой (личная гигиена и гигиена
физического воспитания; обеспечение безопасности жизнедеятельности; физические упражнения; режим дня; питание; закаливание).
Формирование мотивов собственного физического развития
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
должно начинаться уже с 3—4-летнего возраста. Большое значение
имеет правильный выбор индивидуальных стимулов к этому виду
учебно-воспитательной работы.
При проведении физкультурных мероприятий необходимо обращать внимание на внешние атрибуты, способствующие формированию
заинтересованности детей: соответствующее возрасту музыкальное сопровождение; использование при проведении занятий как можно большего количества вспомогательного оборудования и инвентаря; красивая спортивная форма; оснащение спортивного зала красочными пособиями и спортивными снарядами.
Содержание физкультурно-оздоровительной
работы с младшими дошкольниками (3-5 лет)
Задачи
Формирование у детей жизненно важных двигательных умений
и навыков, способствующих укреплению здоровья.
Развитие физических качеств: общей выносливости, ловкости
(координация движений, пространственная ориентировка, быстроты (скорости, гибкости).
Формирование правильной осанки и свода стопы.
Вырабатывание понимания большого значения физических упражнений для организма.
Методические рекомендации:
Для достижения эффективности физкультурно - оздоровительной
работы :
необходимо приучать детей целенаправленно активно двигаться,
реализовывать двигательные навыки в интересных и полезных видах
деятельности;
следует создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности;
особое внимание необходимо обращать на частоту дыхания при выполнении упражнений;
при выполнении упражнений активно использовать разнообразные
двигательные имитации (полета птиц, плавания дельфинов, «потягушки»
и т. п.);
упражнения для рук и ног надо выполнять в среднем и быстром темпе, движения с участием других групп мышц, в том числе мышц туловища, должны быть выполнены более медленно;
в выполнение упражнений следует вносить как можно больше игровых элементов, а также использовать четверостишия, простые песенки и
др.
Формирование двигательных умений и навыков
Ходьба: формирование правильных навыков при ходьбе, обучение
широкому шагу, постановке ноги перекатом с пятки на носок, ходьбе на
пятках, носках, в полуприседании, с высоким подниманием бедра, приставным шагом, а также в различном темпе и в разных направлениях.
Бег: обучение бегу с правильной координацией рук и ног, бег на
носках, с высоким подниманием бедра; бег по периметру зала, по кругу, змейкой между предметами; обучение переходу с ходьбы на бег и с
бега на ходьбу.
Прыжки: на одной, двух ногах, на месте и с продвижением вперед,
назад, в сторону; прыжки «ножные способности и быстрота реакции,
силы и врозь — вместе», «вперед — назад» с поворотом на 90°, 180°,
360°; обучение прыжкам через скакалку, в высоту с места, спрыгиванию в глубину с высоты не менее 30 см; прыжки в сочетании с другими
видами движений.
Катание, бросание, ловля мяча: между предметами, в ворота, по
узкой дорожке. Бросание мяча вверх, об пол, стенку, двумя руками снизу, сверху друг к другу; ловля мяча. Отбивание мяча двумя руками, одной рукой, стоя на месте.
Метание: обучение метанию мешочка с песком, мяча и других
предметов способами «прямой рукой сверху», «из-за спины через плечо», «прямой рукой снизу», на дальность, а также в вертикальную или
горизонтальную цель.
Ползание, лазанье: обучение ползанию на четвереньках различными способами; ползание по скамейке на животе, на спине, подтягиваясь на руках. Ползание с опорой на стопы и ладони, подлезание
прямо и боком под веревку, дугу; перелезание через бревно способом
«сверху», пролезание в обруч. Обучение лазанью чередующимся шагом
по гимнастической стенке, с одного пролета на другой приставным шагом.
Практические рекомендации
Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 3—5 лет следует
проводить не менее трех раз в неделю в первой половине дня продолжительностью до 30 мин. При благоприятных погодных условиях их желательно организовывать на площадке дошкольного учреждения на свежем воздухе. В занятии целесообразно использовать разнообразные традиционные и нетрадиционные средства физической культуры с учетом
уровня физического состояния дошкольников.
В подготовительную часть следует включать упражнения в ходьбе,
беге, перестроении, а также игровые задания, направленные на развитие
и сохранение правильной осанки.
В основной части занятия целесообразно применять упражнения на
гибкость и ловкость, силу и выносливость, скорость; необходимо обучать
детей выполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыкального сопровождения четко, красиво, выразительно.
Заключительная часть занятия ставит своей целью снижение уровня
интенсивности физических нагрузок, для чего могут использоваться танцевальные движения, дыхательные упражнения, элементы расслабления,
игры на внимание.
Необходимо использовать разнообразный физкультурный инвентарь
и оборудование (мячи, флажки, кубики, палки, кегли, обручи, скакалки и
т. д., занятия следует проводить на заранее подготовленных и красочно
оформленных площадках при музыкальном сопровождении в игровой
форме с применением сюжетно-ролевых заданий.
Общеразвивающие упражнения должны избирательно воздействовать на отдельные части двигательного аппарата, конкретные группы
мышц. В процессе игровой деятельности следует помнить о дозировке
нагрузок для младших дошкольников. При появлении признаков утомления, например учащенного дыхания, покраснения лица, вялости и
других признаков, следует своевременно закончить игру.
Оздоровительный эффект достигается при комплексном использовании адекватных уровню физического состояния детей физических нагрузок, приемов закаливания, при обеспечении полноценного питания дошкольников и их отдыха. В холодное время года
ежедневное пребывание на воздухе должно длиться до 4 ч, летом —
- весь день. Рекомендуется проводить местные и общие водные процедуры — влажные обтирания, обливание ног, тела. Температуру
воды при местных процедурах необходимо постепенно снижать с
30 до 16. 14 °С. Затем можно постепенно переходить к общим
водным процедурам — обливаниям всего тела. Начальная температура воды при обливании — 34. 35 "С, конечная 25. 24 "С, температура воздуха должна быть не ниже 23 °С.