Ольга Базарнова
Программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности «Волшебные ниточки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
Поэтому, одной из актуальных задач обучения и воспитания детей в настоящее время является развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.
Публикация «Программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности „Волшебные ниточки“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
В «Национальной доктрине образования в РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751 (СЗРФ. 2000 №41 ст. 4089) в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности». т. е. развитие творческой культуры ребенка; развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания; воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности; радости созидания и открытия для себя чего - то нового.
Развивать творчество детей можно различными путями, так как дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью.
Изонить или нитяная графика - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Процесс обучения искусству изонити способствует развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; художественных способностей и эстетического вкуса, содействует формированию волевых качеств, как усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца, помогает подготовить детей к успешному постижению школьных дисциплин, в первую очередь математических представлений, такие разделы, как геометрические формы, количество и счет, ориентировка на плоскости. В процессе обучения дети приобретают практические навыки (владение иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Программа «Волшебные ниточки» разработана на основании
программы Л. В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду»(2010, которая рекомендована Министерством образования РФ. Основное направление программы Л. В. Куцаковой – развитие творческого потенциала, эстетического вкуса, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми. Программа дополнительного образования реализуется на базе МБДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Основным направлением работы детского сада является организация единого коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оптимальные психолого-педагогические условия для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что реализация программы образования предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. То есть, идеал, к которому стремится общество, это дети, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, открытые для общения с взрослыми и друг с другом, подготовленные к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» - школе.
Программа «Волшебные ниточки» сегодня актуальна, так как она помогает детям отражать свою неповторимую самобытность, реализовать свой творческий потенциал и развить свои творческие способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.
Настоящая программа описывает курс подготовки по овладению искусством изонить детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Цель: Формирование творческих способностей детей средством нетрадиционной техники - изонить.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
• Учить детей основным приемам: заполнение угла и окружности; правильно использовать инструменты (иглу, шило, ножницы, трафарет).
• Развивать мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление, воображение.
• Воспитывать у детей волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, художественные способности и эстетический вкус.
Реализация поставленных задач осуществляется в соответствии с учебным планом. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности во вторую половину дня два раза в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут. Всего 72 занятия в год.
Итоговое занятие: 1, в конце года.
Основной формой обучения является игра.
1. Коллективная форма обучения.
Дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. При вышивании изонитью дети учатся самостоятельно подбирать нитки для вышивки, чтобы работы были интересными, яркими, непохожими одна на другую. Оформлять работы в небольшие панно.
2. Индивидуальная форма обучения.
Используется для работы с детьми, которые в достаточной мере не овладели навыком шитья или пропустили занятия.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
1. овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;
2. изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.
Количество детей в группе не более 8 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
Обучение осуществляется путём развития творческой активности ребёнка.
В Программе чётко обозначены цель, задачи, выделены основные направления работы. С учетом специфики ДОУ определены формы и методы работы по обучению воспитанников 6 – 7 лет нетрадиционному виду декоративно – прикладного искусства Изонить. Большое внимание отведено творческому потенциалу, развитию способностей и возможностей в декоративно – прикладной деятельности. Разработан учебно – тематический план мероприятий по ее реализации; качественные критерии выполнения и мониторинг. Формой проведения дополнительной образовательной услуге является кружок «Волшебные ниточки»