Ольга Рябова
Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Любая непосредственно образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжёлой нагрузкой на организм дошкольников, так для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на её эффективность. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести динамическую паузу, смену вида деятельности.
Публикация «Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе НОД» размещена в разделах
Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Динамические паузы в детском саду - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, зрительные и дыхательные гимнастики, ритмические упражнения, нетрадиционная образовательная деятельность: ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам и т. п.
Требования к динамическим паузам в ходе НОД :
- они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-10 мин. занятия, так как более позднее их проведение не даёт желаемого эффекта;
- физкультминутку можно использовать, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую;
- продолжительность не более 1-2 минут,
-динамическая пауза, физкультминутка должна органично вписываться в ход образовательной деятельности, иметь тематическую связь с ней, создавать необходимую атмосферу, снижающую напряжение; чем максимально ближе приближена физкультминутка к теме занятия, тем дети лучше усваивают материал. Так, например, на НОД по формированию математических представлений можно использовать физкультминутки для закрепления порядкового или количественного счёта, величины и т. д. На НОД по развитию речи можно использовать физкультминутки в упражнениях по звукопроизношению.
Динамическая пауза в зависимости от вида деятельности, так же может включать в себя элементы гимнастики, корригирующие упражнения, дыхательные упражнения (для укрепления дыхательной мускулатуры, гимнастика для глаз (для снятия глазного напряжения). Упражнения с движениями рук, пальчиковая гимнастика используется на НОД по рисованию,лепке, аппликации. Так, как активная умственная деятельность создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела, для снятия этого напряжения в конце занятия, возможно,использование специально подобранных релаксационных упражнений.
-динамические паузы должны быть занимательными, хорошо знакомы детям;
- необходимо обеспечить разные по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.
Но нужно учитывать, что физкультминутка не должна мешать успешному проведению НОД. Не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, на занятиях по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку, такие занятия, как правило, насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой детей на работу. Также, если, например, на занятии по изобразительной деятельности детям дана интересная тема для творчества, и они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, будут работать над ней до достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует. Однако, если дети рисуют карандашами, то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо. Она также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, требующих большой усидчивости и внимания детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.
ФГОС говорит нам о том, что правильно организованные двигательно-оздоровительные моменты в ходе непосредственно организованной деятельности способствует умственному, физическому и психическому развитию ребёнка.