Асият Нурмагомедова
Организация адаптации детей к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
Организация адаптации детей к дошкольному учреждению
С поступлением ребенка двухлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений.
Все эти изменения наваливаются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Публикация «Организация адаптации детей к дошкольному учреждению» размещена в разделах
Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптироваться.
Термин "адаптация" в переводе с латинского – это процесс приспособления функций организма к условиям окружающей среды.
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка.
Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных моментов, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка.
Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Подобрать комплекс адаптационных игр, направленных на положительное эмоциональное настроение малыша.
Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно, ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем.
Алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад предложенный И. В. Лапиной
1-й шаг- приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
2-ой шаг - приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
3-ий шаг - ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
4-ый шаг – ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа;
5-ый шаг – ребёнок остается один с завтрака до обеда;
6-ой шаг – ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
7-ой шаг – ребёнок остается один на целый день.
Особенности поведения детей в период адаптации
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу.
Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь впервые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.
Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится.
Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания.
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится.
Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Подобрать комплекс адаптационных игр, направленных на положительное эмоциональное настроение малыша.
Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно, ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем.
Степени адаптации :
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений.
Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
Основные принципы работы по адаптации детей :
Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
2. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
3. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
4. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
5. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).