МААМ-картинки

Опыт работы «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению»

Бурлаку Леся Сергеевна
Опыт работы «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению»
▼ Скачать + Заказать документы

Районное методическое объединение

воспитателей ДОУ Гагаринского района

Сообщение

Тема «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста

к дошкольному учреждению»

Воспитатели МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» Кожевникова В. Г., Бурлаку О. С.

Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый,

как родитель, так и специалист – педагог, психолог.

Публикация «Опыт работы „Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению“» размещена в разделах

К. Д. Ушинский

1. Теоретическая часть.

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – один из сложных периодов в жизни малыша и родителей. Это экзамен его здоровью, психики, эмоционального и физического развития. От того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание там, но и успешность дальнейшего обучения в школе.

Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, несомненно, является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы.

Существуют разные степени сложности адаптационного периода :

- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10 -15 дней, при этом ребенок прибавляет весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

СЛАЙД СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ

• легкая (физиологическая, природная) : поведение ребенка нормализуется в течение 10–15 дней;

средняя: ребенок болеет, но без осложнений; срок адаптации — 15–30 дней;

• тяжелая (патологическая) : более 2 месяцев.

Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

1. От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

2. От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

3. От состояния здоровья;

4. От резкого контраста между обстановкой в которой ребенок привык находиться, и той, в которой он находится в детском саду; от разницы методов воспитания.

Показателем окончания периода адаптации является

1. Глубокий сон,

2. Хороший аппетит,

3. Бодрое положительное эмоциональное состояние,

4. Активное поведение.

Основная цель нашей работы в этот период – заслужить доверие ребенка. Помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. п. Решению этой задачи посвящается все первое полугодие.

Для решения поставленных задач мы активно занимались самообразованием: знакомились с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, принимали участие в методических мероприятиях, активно сотрудничали с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду.

Чтобы процесс адаптации проходил успешно, работали по трё м направлениям:

1. Создание условий в группе в соответствии с ФГОС ДО.

2. Взаимодействие с родителями.

3. Использование различных адаптационных методов и приемов.

Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста. В связи с этим мы учитывали социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентировались на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду. Во время адаптационного периода особое внимание мы уделяли созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе с целью формирования чувства уверенности у каждого ребенка: создавали у детей положительную установку, формировали положительное впечатление во время пребывания в детском саду.

В группе был организован щадящий режим дня, создана комфортная предметно-пространственная развивающая среда с целью облегчения адаптации, которая способствовала снижению стресса у детей.

Предметно - пространственная среда нашей группы включает в себя пространства для игр, конструирования, наблюдения, есть спортивный, музыкальный уголки, уголок экспериментирования: для игр с песком, водой; строительные наборы. Все это делает развивающую среду особенно привлекательной для малышей.

Созданный уголок уединения и ширмы позволяют уединиться, провести несколько мгновений в тишине, рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой. Имеется большой подбор игрушек: куклы, коляски, машины, которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.

В адаптационный период предпочтение отдавали индивидуальным формам работы. Работа с небольшими подгруппами детей (3-4 ребенка).

Организовывали и предлагали разнообразную деятельность каждому ребенку в течение дня, такую как:

• Игры с песком и водой (детям предлагались небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки и малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает рыбок).

• Сенсорные игры (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).

• Пальчиковые игры (игры с пальчиками или дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка).

• Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки).

• Рисование карандашами и красками, работа с пластилином.

• Слушание негромкой, спокойной музыки.

С целью безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ применяли такие формы и способы адаптации детей как :

• элементы телесной терапии (обнять, погладить). С помощью телесно-ориентированной терапии улучшается самочувствие малышей.

• элементы театрализованной деятельности, показ настольного театра «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Дети с большим удовольствием слушали, сопереживали героям, радовались за них.

• Релаксационные игры. Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации были взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.

• Слушание музыки и развитие движений. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, колокольчика или других музыкальных инструментов.

• Игровые методы взаимодействия с ребенком. В адаптационный период отдавали предпочтение играм, направленным на неожиданный эффект: «Выдувание мыльных пузырей», игры с воздушными шарами, «Поймай солнечного зайчика», «Шли, шли, что-то нашли», «Кто в кулачке?» и др.

Во время режимных моментов учитывали индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом в кровати игрушка. Во время засыпания ласкали ребенка, садились с ним рядом, пели колыбельную песенку. Именно, таким образом нами создавалась возможность для облегчённого приобщения ребенка к условиям и требованиям новой среды.

Во время пребывания детей в детском саду наблюдали за их поведением. Данные наблюдений фиксировали в индивидуальных листах адаптации. По итогам были составлены таблицы, в которых были зафиксированы данные на каждого ребенка по всем периодам адаптации, т. е. на 1, 2, 3, 4, 8, 16, 32, 64 и 128 дни.

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Единство требований со стороны взрослых, любовь и терпение, квалифицированный подход к детям в адаптационный период, игры, образовательная деятельность, делают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.

В связи с этим работу с семьей мы строили в несколько этапов:

• первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения путем взаимодействия;

• второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);

• третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

Для того чтобы создать оптимальные условия для развития детей мы практикуем различные формы работы с семьей, такие как:

Слайд

• Анкетирование.

• Рекомендации родителям.

• Консультации.

• Беседы.

• Папки-передвижки.

• Родительские собрания.

Первичное знакомство с родителями малышей проводилось в форме анкетирования, направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания.

Родителям предлагалось подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках и сформировавшихся навыках малыша, его приученности к режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также о том, как ласково ребенка называют дома, воспитывают строго или балуют. Воспитывают строго или балуют, с чем он играет и умеет ли играть сам. Но практика показала, что не все родители в анкетах раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

За 2 месяца, до поступления новых малышей, было проведено родительское собрание. Родители познакомились с уставом ДОУ, с Образовательной программой, с помещениями учреждения.

Для родителей были подготовлены консультации и стендовая информация о режиме пребывания в детском саду: о санитарно-гигиенических требованиях, примерном меню детского сада, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей.

Нами разработаны памятки «Как помочь быстрее привыкнуть к детскому саду», рекомендации, буклеты для родителей. Изготовлены картотеки: «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет», «Игры - эксперименты с водой», «Пальчиковые игры», которые успешно применяем в своей работе. Также родители были ознакомлены с условиями и режимом группы. Проведена экскурсия по групповым помещениям: где спят дети, играют, умываются, какие есть игрушки, пособия.

Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие: хороший аппетит, нормальное поведение, дома ведет себя обычно, увлеченно играет с игрушками, не капризничает, хорошее настроение, легко просыпается утром, с желанием идет в сад, доброжелательно относится к воспитателю и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, а вечером встречает их с улыбкой. Но, большую работу приходилось проводить с родителями тех детей, которые имеют признаки дезадаптации : отказываются от еды, едят мало, проявляют вялость, капризы даже агрессивность, часто меняется настроение, начинают чаще болеть. В этом случае советовали создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями интересной деятельностью.

В нашем детском саду вот уже 5 лет работает группа кратковременного пребывания «Все Знайки» для детей раннего возраста не посещающих детский сад по облегчению адаптационного периода детей раннего возраста. Ее целью стало установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах адаптации детей раннего возраста. Во время занятий в группе, на первом его этапе, происходит наше знакомство с родителями будущих воспитанников и самими воспитанниками. Цель данных занятий состоит в том, чтобы родители подготовили детей к менее болезненному привыканию к новым условиям жизни малыша и подготовились сами. Опытные педагоги, психолог оказывают квалифицированную консультативную помощь родителям по проблеме адаптации детей к детскому саду, дают советы и рекомендации для преодоления возникающих трудностей.

Слайд

«Что влияет на адаптацию ребенка к условиям ДОО

В последнее время наметилась тенденция более легкого прохождения адаптации детьми. Степень адаптации в основном, легкая и средняя. Для этого есть определенные мотивы: создание комфортных условий, благоприятной развивающей предметно - пространственной среды, доброжелательное отношение к детям, единство требований к поведению ребенка дома и в детском саду.

Это позволяет в дальнейшем судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям сада. С уверенностью можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.

2. Практическая часть.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование элементов песочной терапии с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего.

Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребёнка к дошкольному учреждению Частой причиной болезней человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более.

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению: сущность и методы // 1. Возрастные особенности детей раннего возраста Возрастные особенности – это специфические свойства личности инди-вида, его психики,.

Коррекция проявлений гиперактивности у дошкольников, создание условий, способствующих успешной адаптации в социуме В апреле 2017 года я выступала на региональном семинаре. Тема семинара: "Содержание и пути реализации в образовательной практике ДОО технологии.

Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие. В охране психического здоровья детей важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. В возрастном развитии ребенок должен пройти.

Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Актуальность: прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах.

Проект «Идем в детский сад» (адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок» г. Волгодонска Проект «Идем в детский сад» (адаптация.

Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период.

Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду Модернизация системы образования во многом обусловливает необходимость и возрастающую потребность в обеспечении доступности, расширении.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению»
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 21:28
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению»» (включая файлы) размещена пользователем Бурлаку Леся Сергеевна (УИ 1154464) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД