Бурлаку Леся Сергеевна
Опыт работы «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению»
▼ Скачать + Заказать документы
Районное методическое объединение
воспитателей ДОУ Гагаринского района
Сообщение
Тема «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста
к дошкольному учреждению»
Воспитатели МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» Кожевникова В. Г., Бурлаку О. С.
Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый,
как родитель, так и специалист – педагог, психолог.
Публикация «Опыт работы „Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению“» размещена в разделах
К. Д. Ушинский
1. Теоретическая часть.
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – один из сложных периодов в жизни малыша и родителей. Это экзамен его здоровью, психики, эмоционального и физического развития. От того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание там, но и успешность дальнейшего обучения в школе.
Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, несомненно, является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы.
Существуют разные степени сложности адаптационного периода :
- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10 -15 дней, при этом ребенок прибавляет весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
СЛАЙД СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ
• легкая (физиологическая, природная) : поведение ребенка нормализуется в течение 10–15 дней;
• средняя: ребенок болеет, но без осложнений; срок адаптации — 15–30 дней;
• тяжелая (патологическая) : более 2 месяцев.
Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
1. От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
2. От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
3. От состояния здоровья;
4. От резкого контраста между обстановкой в которой ребенок привык находиться, и той, в которой он находится в детском саду; от разницы методов воспитания.
Показателем окончания периода адаптации является
1. Глубокий сон,
2. Хороший аппетит,
3. Бодрое положительное эмоциональное состояние,
4. Активное поведение.
Основная цель нашей работы в этот период – заслужить доверие ребенка. Помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. п. Решению этой задачи посвящается все первое полугодие.
Для решения поставленных задач мы активно занимались самообразованием: знакомились с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, принимали участие в методических мероприятиях, активно сотрудничали с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду.
Чтобы процесс адаптации проходил успешно, работали по трё м направлениям:
1. Создание условий в группе в соответствии с ФГОС ДО.
2. Взаимодействие с родителями.
3. Использование различных адаптационных методов и приемов.
Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста. В связи с этим мы учитывали социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентировались на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду. Во время адаптационного периода особое внимание мы уделяли созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе с целью формирования чувства уверенности у каждого ребенка: создавали у детей положительную установку, формировали положительное впечатление во время пребывания в детском саду.
В группе был организован щадящий режим дня, создана комфортная предметно-пространственная развивающая среда с целью облегчения адаптации, которая способствовала снижению стресса у детей.
Предметно - пространственная среда нашей группы включает в себя пространства для игр, конструирования, наблюдения, есть спортивный, музыкальный уголки, уголок экспериментирования: для игр с песком, водой; строительные наборы. Все это делает развивающую среду особенно привлекательной для малышей.
Созданный уголок уединения и ширмы позволяют уединиться, провести несколько мгновений в тишине, рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой. Имеется большой подбор игрушек: куклы, коляски, машины, которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.
В адаптационный период предпочтение отдавали индивидуальным формам работы. Работа с небольшими подгруппами детей (3-4 ребенка).
Организовывали и предлагали разнообразную деятельность каждому ребенку в течение дня, такую как:
• Игры с песком и водой (детям предлагались небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки и малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает рыбок).
• Сенсорные игры (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
• Пальчиковые игры (игры с пальчиками или дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка).
• Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки).
• Рисование карандашами и красками, работа с пластилином.
• Слушание негромкой, спокойной музыки.
С целью безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ применяли такие формы и способы адаптации детей как :
• элементы телесной терапии (обнять, погладить). С помощью телесно-ориентированной терапии улучшается самочувствие малышей.
• элементы театрализованной деятельности, показ настольного театра «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Дети с большим удовольствием слушали, сопереживали героям, радовались за них.
• Релаксационные игры. Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации были взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.
• Слушание музыки и развитие движений. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, колокольчика или других музыкальных инструментов.
• Игровые методы взаимодействия с ребенком. В адаптационный период отдавали предпочтение играм, направленным на неожиданный эффект: «Выдувание мыльных пузырей», игры с воздушными шарами, «Поймай солнечного зайчика», «Шли, шли, что-то нашли», «Кто в кулачке?» и др.
Во время режимных моментов учитывали индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом в кровати игрушка. Во время засыпания ласкали ребенка, садились с ним рядом, пели колыбельную песенку. Именно, таким образом нами создавалась возможность для облегчённого приобщения ребенка к условиям и требованиям новой среды.
Во время пребывания детей в детском саду наблюдали за их поведением. Данные наблюдений фиксировали в индивидуальных листах адаптации. По итогам были составлены таблицы, в которых были зафиксированы данные на каждого ребенка по всем периодам адаптации, т. е. на 1, 2, 3, 4, 8, 16, 32, 64 и 128 дни.
Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Единство требований со стороны взрослых, любовь и терпение, квалифицированный подход к детям в адаптационный период, игры, образовательная деятельность, делают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.
В связи с этим работу с семьей мы строили в несколько этапов:
• первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения путем взаимодействия;
• второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
• третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
Для того чтобы создать оптимальные условия для развития детей мы практикуем различные формы работы с семьей, такие как:
Слайд
• Анкетирование.
• Рекомендации родителям.
• Консультации.
• Беседы.
• Папки-передвижки.
• Родительские собрания.
Первичное знакомство с родителями малышей проводилось в форме анкетирования, направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания.
Родителям предлагалось подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках и сформировавшихся навыках малыша, его приученности к режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также о том, как ласково ребенка называют дома, воспитывают строго или балуют. Воспитывают строго или балуют, с чем он играет и умеет ли играть сам. Но практика показала, что не все родители в анкетах раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.
За 2 месяца, до поступления новых малышей, было проведено родительское собрание. Родители познакомились с уставом ДОУ, с Образовательной программой, с помещениями учреждения.
Для родителей были подготовлены консультации и стендовая информация о режиме пребывания в детском саду: о санитарно-гигиенических требованиях, примерном меню детского сада, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей.
Нами разработаны памятки «Как помочь быстрее привыкнуть к детскому саду», рекомендации, буклеты для родителей. Изготовлены картотеки: «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет», «Игры - эксперименты с водой», «Пальчиковые игры», которые успешно применяем в своей работе. Также родители были ознакомлены с условиями и режимом группы. Проведена экскурсия по групповым помещениям: где спят дети, играют, умываются, какие есть игрушки, пособия.
Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие: хороший аппетит, нормальное поведение, дома ведет себя обычно, увлеченно играет с игрушками, не капризничает, хорошее настроение, легко просыпается утром, с желанием идет в сад, доброжелательно относится к воспитателю и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, а вечером встречает их с улыбкой. Но, большую работу приходилось проводить с родителями тех детей, которые имеют признаки дезадаптации : отказываются от еды, едят мало, проявляют вялость, капризы даже агрессивность, часто меняется настроение, начинают чаще болеть. В этом случае советовали создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями интересной деятельностью.
В нашем детском саду вот уже 5 лет работает группа кратковременного пребывания «Все Знайки» для детей раннего возраста не посещающих детский сад по облегчению адаптационного периода детей раннего возраста. Ее целью стало установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах адаптации детей раннего возраста. Во время занятий в группе, на первом его этапе, происходит наше знакомство с родителями будущих воспитанников и самими воспитанниками. Цель данных занятий состоит в том, чтобы родители подготовили детей к менее болезненному привыканию к новым условиям жизни малыша и подготовились сами. Опытные педагоги, психолог оказывают квалифицированную консультативную помощь родителям по проблеме адаптации детей к детскому саду, дают советы и рекомендации для преодоления возникающих трудностей.
Слайд
«Что влияет на адаптацию ребенка к условиям ДОО?»
В последнее время наметилась тенденция более легкого прохождения адаптации детьми. Степень адаптации в основном, легкая и средняя. Для этого есть определенные мотивы: создание комфортных условий, благоприятной развивающей предметно - пространственной среды, доброжелательное отношение к детям, единство требований к поведению ребенка дома и в детском саду.
Это позволяет в дальнейшем судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям сада. С уверенностью можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.
2. Практическая часть.
Спасибо за внимание!