Татьяна Ершова
Проект «Идем в детский сад» (адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок» г. Волгодонска
Проект
«Идем в детский сад» (адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению).
Вид проекта : Исследовательски- Игровой.
Подготовили воспитатели:
Ершова Татьяна Анатольевна.
Лисовая Яна Игоревна.
г. Волгодонск, 2017/2018 уч. г.
Введение (пояснительная записка).
Публикация «Проект „Идем в детский сад“ (адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты
- Темочки
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.
Наименование проекта : «Идем в детский сад»
Описание проблемы, на решение которой направлен проект
Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к дошкольному учреждению?
Цель проекта : создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи проекта
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Сроки реализации проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года.
Участники: Дети, воспитатели, родители, педагог-психолог.
Критерии эффективности проекта
1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
2. Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3. Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.
4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.
5. Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в то же время они возлагают большие надежды на педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса для меня очень важно.
Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:
1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);
2. исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
3. релаксационные игры (песок, вода);
4. сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
6. культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
2. постепенное заполнение группы;
3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;
6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра) ;
7. протекание адаптации (медицинская сестра).
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
4. Беседы.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
2. позитивное развитие отношений в детском коллективе;
3. повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
4. снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
5. вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
6. активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
7. формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.
I этап – предварительный (выстроить модель комфортной адаптации детей раннего возраста) :
• прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности);
• установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым.
• информационная деятельность.
II этап – основной (ребенок остается без родителей с завтрака до обеда; ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители; ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап- самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
Месяц План работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь • Знакомство детей с детским садом, друг с другом.
• «Праздник 1 сентября».
• Стенгазета «Как я провел лето».
• Сенсорные игры.
• Игры- занятия: «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться».
• Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.
• Диагностика вновь прибывших детей.
• Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
• Подвижные игры «Зайка серенький сидит», «Солнышко и дождик», «Ровным кругом».
• Пальчиковые игры.
• Настольный театр «Репка». • Знакомство родителей с группой и воспитателями;
• «Установочное родительское собрание».
• Памятка для родителей «Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад».
• Памятка для родителей «Как правильно вести себя родителям с ребенком в первые дни посещения детского сада».
• Памятка для родителей «Идем в детский сад (Как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)»
• Выставка- конкурс «Осенние фантазии»
• Памятка для родителей «Как предотвратить кишечную инфекцию»
Октябрь • Чтение потешек, прибауток, скороговорок.
• Магнитный театр «Теремок»
• Игры с песком и водой.
• Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Колобок»
• Гимнастика пробуждения.
• Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)
• Музыкальное развлечение «Осень» • Совместная деятельность родителей и детей. Вовлечение в творческие конкурсы.
• Консультация «Безопасная дорога»
• Проведение беседы с родителями на темы: «Одежда детей в группе и на улице», «Живем по режиму»
• Памятка для родителей «И еще несколько полезных советов»
Ноябрь • Чтение русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Маша и медведь»
• Сюжетно-ролевые игры «Построим теремок», «Кукла Таня заболела», «Поездка на автобусе»
• Дидактические игры: «Разложи по цвету», «Чудесный мешочек» • Консультация «Растим малыша здоровым»
• Родительское собрание «Подготовка к новому году»
• Консультация «Гигиена одежды вашего малыша»
• Папка-передвижка «Ко Дню матери»
III этап –заключительный (фотоотчет о проделанной работе)
Перспективы деятельности к завершению проекта
Накопленный нами интересный опыт по творческому проекту «Идем в детский сад» будет использоваться и в дальнейшей работе.