Виктория Воробьева
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению: сущность и методы
▼ Скачать + Заказать документы
// 1. Возрастные особенности детей раннего возраста
Возрастные особенности – это специфические свойства личности инди-вида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития.
Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет. Это совершенно особый период – период созревания всех органов и систем. Период о котором Л. С. Выгодский писал, что он сенситивен во всем. [8, с. 3]
Социальная ситуация развития в раннем детстве раскрывается в отношениях ребенок - предмет - взрослый (Д. Б. Элъконин, Л. Ф. Обухова).
Темочки:
Ведущая деятельность - предметная. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды - игра и продуктивные виды деятельности (рисова-ние, лепка, конструирование).
Переход к раннему возрасту - новая эпоха в жизни ребенка, которая характеризуется началом хождения и развития речи.
Хождение обеспечивает ребенку самостоятельность в передвижении, расширяет поле и возможности исследования, познавания окружающего. Стремление к самостоятельности – одна из ведущих тенденций в развитии личности ребенка раннего возраста, обеспечивающая постепенное формиро-вание самосознания. В начале периода еще сохраняется психологическое единство ребенка со взрослым, характерное для младенческого возраста. Ребенок пока не имеет представления о самом себе как об отдельном существе, отделенном от взрослых (Л. С. Выгодский). Деятельность человека через другого человека, обусловленная ограниченными возможностями малыша, остается значимой для него в начале раннего возраста. Но в процессе овладения деятельностью более разнообразными, сложными становятся проявления самостоятельности. [10, с. 47]
Деятельность ребенка раннего возраста тесно связана с его восприя-тием и обусловлена исключительно теми вещами, которые находятся в поле его восприятия. По мысли Л. С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. [9, с. 367] Развивается зрительное и слуховое восприятие. Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.
Восприятие в этом возрасте стоит в центре всей мыслительной деятельности ребенка и полностью определяет и чувствования, и деятель-ностью ребенка. Эта особенность психической жизни и развития ребенка раннего возраста определяет важность сознательной среды, которая и стимулирует, и регулирует, и направляет развитие ребенка.
Центральным новообразованием в психическом развитии ребенка раннего возраста является развитие речи. Появление речи коренным образом меняет всю ситуацию развития ребенка. Возможность обозначить словом объекты окружающей действительности приводит к расчленению внешней ситуации, ее структурной организации. Исчезает характерное для младенчес-кого возраста целостное восприятие окружающего. Впервые появляется устойчивая, упорядоченная в предметном отношении картина мира, расчлененного с помощью речи. Это возраст возникновения осмысленного, предметно оформленного мира. Вместе с речью у ребенка раннего возраста впервые возникает истинно человеческое, смысловое и системное сознание. Вместе с речью для ребенка возникает начало осмысления, осознание окружающего мира. Речь меняет и структуру восприятия благодаря обобще-нию. Она помогает анализировать воспринимаемое и категоризирует его. Возможными становится сознательное общение с другими.
Вывод. В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность - предметная. К трем годам появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта. Важнейшие приобретения раннего возраста – развитие речи, появление самостоятельнос-ти и самосознания, совершенствование деятельности и восприятие.
2. Характеристика понятия «адаптация»
Адаптация (от лат. приспособлять) — приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменив-шимся условиям жизни в целом.
Понятие адаптация возникло в XIX веке и использовалось главным образом в биологии. После это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Адаптация связана с перестройкой функционирова-ния тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. [9]
Понятие адаптации можно отнести к категории общенаучных. Каждая из наук, смежно примыкающих к педагогике, пользуются узко понимаемым профессиональным смыслом понятия «адаптация» : в физиологии («приспособление» чувствительных органов зрения, слуха); в биологии («приспособление» функций органов); в медицине («привыкание»). Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления» ей) и ассимиляции («уподобления» себе, преобразования среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно восприни-мают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействуют на среду. Отсюда феномен адаптации – многоаспектное приспособление индивида к социаль-ной среде обитания. [3, с. 2]
Помимо механизмов биологической адаптации у человека вырабатыва-ется адаптация, основанная на перестройке социальных отношений между людьми. Подобное приспособление к социальной среде получило название «социальная адаптация».
Вывод. Таким образом, адаптация – это взаимосвязь феномена цивилизации с природой человека и его деятельностью, функционирующая по законам ноосферы. Ее механизм носит приспособительный характер, генезис заложен в борьбе с профессиональными и жизненными трудностями.
2.1 Основные критерии адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
Выделяются два основных критерия успешной адаптации :
• Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);
• Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям.
1. Острый (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласова-ние между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функционировании нервной системы.
2. Подострый (адаптации). В рамках этого этапа ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведе-ния. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется. Нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней, развиваются игровая деятельность и речевая активность (в пределах 40-60 дней).
3. Компенсации (адаптированности к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регестрируемые показатели процесса адаптации ребенка.
Характер и особенности первых двух описанных первых двух периодов позволяют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая). У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации прояв-ляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду. [1, с. 18]
Легкая степень адаптации. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям.
У ребенка в течение месяца нормализуется поведение по всем показа-телям, он спокойно и с радостью идет в детский сад. Аппетит улучается к концу первой недели. Сон налаживается в течение 1-2 недель. Снижение иммунитета выражено незначительно, через 2-3 недели они восстанавли-ваются. Острых заболеваний не возникает.
Средняя степень адаптации. Нарушения в поведении и общем состоя-нии ребенка выражены ярче и протекают дольше.
Сон и аппетит восстанавливаются через 20-30 дней, настроение неустойчиво в течение месяца. Значительно снижается активность, наблюда-ется плаксивость, ребенок не стремиться исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Такие изменения сохраняются до 1,5 месяцев. Отчетливо заметны сдвиги вегетативной системы: может нарушиться стул, появиться бледность, потливость, темные круги под глазами, нездоровый румянец; нередко усиливаются проявления экссудативного диатеза. Особенно выражены эти симптомы перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.
Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к ситуации.
Тяжелая степень адаптации. В одних случаях дети начинают длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти сразу сменяется другим, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – предохранение ребенка от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться.
Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом разви-тии малыша.
При другом варианте тяжелой адаптации возникает неадекватное поведение ребенка: оно настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием: он постоянно плачет, безучастен, ничем не интересуется, судорожно сжимает свою любимую игрушку или носовой платок. Ребенок бурно выражающий свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, плачущий, вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем малыш, впадающий в оцепенение, безразличный ко всему – к еде, мокрым штанам, даже к холоду.
У ребенка преобладает агрессивно-разрушительные реакции, напра-вленные на выход из ситуации, активное эмоциональное состояние, либо отсутствует активность, инициативность, при более или менее выраженных отрицательных реакциях.
Вывод. Степень адаптации у детей раннего возраста различна. Наибольшего внимания требуют дети с низким уровнем адаптации, потому что они пребывают в состоянии стресса и самостоятельно справиться с ним не могут.
2.2 Методы адаптации
Метод (от др. греч. путь исследования или познания) - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
Основная задача в период адаптации детей - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама). Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Современная педагогическая наука предлагает множество методов и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
1. Элементы телесной терапии (погладить, обнять).
2. Исполнение колыбельных песен перед сном. Колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слов.
Слушая колыбельные песни малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.
Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художест-венном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.
Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша.
3. Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.
Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах.
4. Сказкотерапия - это процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.
5. Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.
Важно, чтобы дети не только знакомились с бодрыми, веселыми и ласковыми, спокойными песнями и пьесами, но и приучались более точно воспринимать особенности музыкального звучания, а именно высоту, тембр, силу, длительность. Восприятие этих свойств музыкального звука связано с развитием у детей музыкально-сенсорных способностей.
Выполняя несложные задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит - корова или котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают. Повторяя под музыку постукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных по тембру детских музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко.
6. Игровые методы взаимодействия с ребенком. В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.
Действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.
Организация игровой деятельности в адаптационный период, напра-вленна на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок”.
Вывод. При выборе метода обязательно учитываются индивидуальные особенности ребенка.
2.3 Факторы, влияющие на адаптацию
Факторы – это условия, причины, параметры, показатели, оказываю-щие влияние, воздействие на процесс и результат этого процесса.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода связаны как с физическим, так и с психическим состоянием ребёнка, они тесно переплетены и взаимообусловлены.
Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка. В исследованиях Н. М. Аксариной, Н. П. Жуковой и др. отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9-10 месяцев до 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки и возможности их перестройки нет.
После двух лет изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет процесс адаптации проходит легче по сравнению с младшими.
С другой стороны, приблизительно в 3 года у ребенка начинается другой этап развития, кризисный период «я сам». Это непростой период в жизни ребенка и если одновременно с этим проходит адаптация к новым условиям, привыкание к детскому саду, то оба процесса проходят сложнее.
Таким образом, оптимальным возрастом для адаптации ребенка к условиям детского учреждения, является период с 2 лет до 2 лет 8 месяцев.
Привыкание детей к новым условиям зависит так же от индивидуаль-ных особенностей нервной системы. Эти индивидуальные особенности человека врождённы, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение ребенка.
Наиболее удачно процесс адаптации протекает у детей с сильным типом нервной системы. Это сангвиники и флегматики.
Флегматик невозмутим и спокоен, эмоционально сдержан, усидчив и дисциплинирован.
Проблемные зоны – малоконтактен, эмоционально скуп, шумных игр не любит.
Задача взрослого на этапе адаптации : расширять круг общения таких детей, помогать выражать свои эмоциональные переживания, привлекать к выполнению творческих заданий, способствовать пополнению эмоциональ-ного опыта.
Сангвиник - ребенок жизнерадостный, подвижный и легко увлекаю-щийся новой игрой. Такие дети легко привыкают к незнакомой обстановке, легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми, могут быть инициато-рами детских забав. Они любознательны и умеют сдерживать свои эмоции.
Проблемные зоны - не любят однообразия, нуждаются в смене деятельности, легко увлекаются, но интерес носит кратковременный харак-тер. Сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.
Задача педагогов - обеспечить доступ к различным видам деятельнос-ти, помочь сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца. При этом все взрослые должны придерживаться единой стратегии воспита-ния, должны быть едины в требованиях.
Холерики и меланхолики - это представители слабого типа нервной системы, дети так называемой «группы риска».
Холерик быстрый, очень подвижный с трудом переносит ожидание, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво: он быстро переходит от радости к гневу. Такой ребенок решителен, уверен в себе, легко идет на контакт, увлекаясь чем-то, заражает этим других.
Проблемные зоны - нуждается в большем контроле, отсутствует страх в ситуациях риска; не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения.
Задача взрослых на этапе адаптации, учитывая индивидуальные особенности холериков, спокойно приучать их к тем видам деятельности, где требуется терпение. Занимать их тем, что им особенно интересно.
Меланхолик чувствителен и легко раним. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения.
Проблемные зоны - из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, настороженно относится ко всему новому. Быстро утомля-ется. На пике утомляемости становится капризным.
Задача взрослых создать дома и в саду спокойную, доброжелательную психологическую атмосферу. Постоянно хвалить, даже за незначительные успехи. Необходимо учить делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях: с какой игрушкой играть, что надевать и т. п.
Следующим немаловажным фактором, влияющим на привыкание детей к детскому саду, является эмоциональное состояние самих родителей. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и взрослые.
Многие молодые мамы, испытывая чувство вины, имеют сильную «эмоциональную привязку» к ребенку. У таких детей процесс адаптации проходит намного тяжелее. Здесь актуальны профилактические беседы с родителями.
Если ребенок плачет, когда уходит родитель, ему необходимо обнять малыша и сказать: «Я вернусь, когда ты поиграешь с ребятами и погуляешь», после чего действительно уйти. В данной ситуации ребенок впервые усваивает жизненные навыки, начиная понимать, что родитель заботится о нем, что родитель может проводить время вдали от него, но это не означает, что он его не любит.
Состояние здоровья и уровень развития ребенка так же влияют на успешное протекание процесса адаптации. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механиз-мов, он лучше справляется с трудностями. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Многократные заболевания неблагоприятно сказывают-ся на иммунитете, могут затормозить психическое развитие ребенка. Часто болеющие дети астеничны, истощаемы. Они хуже справляются с трудностя-ми адаптационного периода, состояние стресса носит у них затяжной характер и приводит к болезням.
Специфические возрастные особенности, в частности обостренная чувствительность к разлуке с матерью, страх новизны особенно остро проявляется у категории часто болеющих детей. Значимую роль при этом приобретает родительское отношение к часто болеющему ребенку, поскольку именно родители, являясь первыми социальными партнерами ребенка, обеспечивают его готовность к новой социальной среде и адаптации в ней. //