Елена Цыкалова
Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребёнка к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
Частой причиной болезней человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и поход его в детский сад. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому сегодня любой уважающий себя и свое дошкольное учреждение руководитель должен задуматься о том, как проходят мероприятия адаптационного периода у него в учреждении и существуют ли они вообще.
Публикация «Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребёнка к дошкольному учреждению» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
1 августа мы начинаем принимать малышей в группу раннего возраста. Сегодня мы спокойно ожидаем этого дня. А совсем недавно мы находились в состоянии тревожного ожидания: опять будут слезы детей, беспокойство, а порой и агрессия родителей, нервозность воспитателей, рост заболеваемости. Перед моими глазами проплывают картинки из жизни группы в период адаптации : плачущие дети, бесцельно слоняющиеся по группе, где убраны почти все игрушки (за исключением резиновых зайчиков и собачек); воспитатель в халате с общим полотенцем для утирания слез; полное отсутствие образовательной работы с детьми; выжидательная позиция воспитателей (все должны плакать, переболеть и привыкнуть); формальное, «на глазок» ведение документации периода адаптации; отсутствие прогноза и анализа периода адаптации; нервные и настороженные родители за дверью группы. И как результат всего этого – большое количество детей со средней и тяжелой степенью адаптации (дезадаптация, и наша обреченность при росте заболеваемости. Но так не должно быть! Детский сад недолжен быть источником стресса для детей. Мы решили, что необходимо изменить существующее положение дел и создать новую систему мероприятий, которая снизит напряжение и нервозность как детей, так и взрослых (родителей и педагогов). Возникла необходимость в инновации, обновлении и изменении, так как остро встала проблема периода адаптации, появились явные противоречия между желаемыми и реальными результатами.
Первое, с чего мы начали, - это с полного изменения предметно – развивающей среды группы раннего возраста. Сейчас группа обеспечена современными красочными игрушками, их много, дети свободно ими пользуются, не спрашивая: «Можно?».
Второе – это кадры. Работники ясельной группы – это лицо дошкольного учреждения, его визитная карточка. Почему – то так сложилось, что статус воспитателей группы раннего возраста ниже статуса воспитателей других групп. Необходимо было этот статус поднять. Этому помог серьезный и гибкий подход к ведению и оформлению документации периода адаптации, систематичное проведение медико-групповых совещаний, выступление на педсоветах, самообразование воспитателей. Для педагогов мы провели семинар – практикум «Адаптация в жизни ребенка». Мы учились по – новому общаться с родителями и детьми. Избегать от амбициозности, сменять позицию «Вы должны…» на позицию «Мы Вам хотели бы предложить…» или «Давайте попробуем…», «Поверьте, так будет лучше Вашему малышу…», нести родителям только положительный образ их ребенка, поддерживать и одобрять самих родителей, по – матерински относиться к детям, первыми идти на контакт с ними, а не ждать, когда плачущий малыш протянет к Вам свои ручки; утешить, погладить по спинке, поговорить с ним, а не предлагать поиграть с игрушками или, еще хуже, с другими детьми – все это оказалось довольно сложной задачей для воспитателей, привыкнуть к другому стилю общения.
Но мы видели, что проявление нехарактерных, невротических симптомов у ребенка тревожит и пугает родителей. Они же отдают малыша в «чужие руки» и не знают, что с ним происходит в течение дня. Мы понимали, что без тесной связи с родителями мы вряд ли добьемся каких – то положительных результатов. Тогда мы решили провести родительское собрание – практикум для родителей, которые только собираются привести своих малышей в детский сад. Собрание провели в июне. На собрании мы рассказываем родителям о периоде адаптации (просто и доступно, даем практические советы, как подготовить ребенка к дошкольному учреждению как сделать момент расставания наиболее безболезненным, приводим примеры из опыта работы, просим родителей набраться терпения на период адаптации (часто именно у взрослых не хватает выдержки и сил, предлагаем приблизить домашний распорядок к распорядку детского сада, просим не пугать детей детским садом и воспитателями и многое другое. Здесь же заполняем анкете «Индивидуальные особенности моего ребенка», приглашаем приходить со своим малышом на участок детского сада, зайти в группу, проводим экскурсию для родителей по группе и дошкольному учреждению. Родителям раздаем памятки «Ваш ребенок поступает в детский сад», «Режим дня», «Несколько советов, которые помогут безболезненно оставлять малыша в группе», где содержится информация о времени работы детского сада, распорядке, правилах оплаты за содержание ребенка в дошкольном учреждении, указан телефон детского сада, имена и фамилии воспитателей, помощника воспитателя, заведующей, старшей медсестры и другие сведения.
При составлении графика поступления в группу учитывается пожелания родителей. В - первые дни пребывания ребенка в детском саду мы рекомендуем родителя оставлять ребенка на небольшой промежуток времени (не более двух часов).
В период адаптации мы работаем по специальному плану образовательной работы. Это комплекс специальных игр (игры с воспитателем, пальчиковые, дидактические, подвижные игры, игр-занятий, элементов театрализованной деятельности, общения и других видов организованной деятельности, которые вводятся постепенно и помогают малышу научится находиться рядом с другими детьми, слышать воспитателя, отзываться на его обращение. Каждую неделю добавляются новые виды деятельности (физическое развитие, конструктивная деятельность, речевое развитие и др.). Мы считаем, что особое значение в период адаптации имеет музыкальная и элементарная театрализовано – игровая деятельность. Музыка снимает напряжение у детей, расслабляет их. А театрализованные игры дают возможность ребенку «прикрыться» взятым на себя образом, как бы защититься от окружающей его неизвестности.
Я всегда выступала против того, чтобы во время периода адаптации проводить с детьми раннего возраста какие – либо открытые просмотры, особенно для родителей (малышей воспитатель не удержит, они все будут сидеть на руках у родителей).
И все же главный результат нашей работы – это прогноз адаптации, течение адаптации и заболеваемость.
Анализ периода адаптации за последние два года показал:
- готовы к поступлению в дошкольное учреждение – 100%
- легкая степень адаптации – 85%
- пропущено по болезни – 20%
Тенденция к снижению заболеваемости – неплохой результат. Конечно, разрушать устарелую и даже вредную для детей систему работы и выстраивать новую, научно-обоснованную систему мероприятий на предадаптационный период для детей, родителей, педагогов, изменить систему общения, поведения и мышления сотрудников всего дошкольного учреждения – задача очень сложная. Но здесь не может быть полумер: вот что-то мы сделали, а чего-то мы делать не будем. Только комплекс мероприятий для родителей, детей и педагогов, обязательный анализ периода адаптации, выявление причин каждого конкретного случая средней и тяжелой степени адаптации обязательно даст положительный результат в воспитании и развитии ребенка.
Список литературы
1. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 474 с.
2. Наш выбор – здоровье : досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт. -сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
3. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М. : КНОРУС, 2006. С. 147
4. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/ Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
5. https://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.