маргарита павлова
Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие.
▼ Скачать + Заказать документы
В охране психического здоровья детей важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. В возрастном развитии ребенок должен пройти ряд ступеней социализации (детские ясли, детский сад, начальная школа и т. д., в каждом из которых множество факторов, предъявляющих новые и нелегкие требования к организму.
Сопоставление адаптационных возможностей организма с предъявляемыми к нему требованиями на каждом этапе онтогенеза выявляет свои физиологические зоны риска, которые необходимо учитывать при проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление и психического и физического здоровья детей.
Публикация «Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие,» размещена в разделах
Посещение ребенка ДОУ – один из наиболее существенных критических периодов его жизни. Для большинства детей – это эмоционально-стрессовая ситуация. От того, как пройдет адаптация на 1 –м году посещения ДОУ, во многом зависит будущее психоэмоциональное развитие дошкольника в последующие годы.
При поступлении в ДОУ на ребенка влияет комплекс факторов : детский коллектив, личность воспитателя, изменение режима. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптационных реакций. Для включения этих реакций необходимо наличие трех условий:
1. Внешние воздействия должны быть для организма необычными, новыми.
2. Ответная перестройка организма происходит в результате более длительного и многократного воздействия.
3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна.
Исходя из этого, и следует рассматривать изменения, наступающие в организме детей при поступлении в ДОУ, и оценивать степень и темпы адаптации.
Поиск информативных и объективных критериев адаптации чрезвычайно важен, оценка течения адаптации имеет огромное практическое значение, так как позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить причины ее срыва и провести соответствующие корригирующие мероприятия. При решении вопроса, адаптировался ли ребенок к ДОУ, мы исходили из представления о том. Что под этим следует понимать комплекс сдвигов, характеризующий переход системы на новый, более высокий, устойчиво сохраняющийся уровень функционирования.
На протяжении двух лет наблюдались 110 детей 46 мальчиков и 64 девочек.
Данные литературы и собственные исследования позволили выделить сферы жизнедеятельности ребенка в ДОУ, приспособление к которым необходимо на данном возрастном этапе. К ним относятся:
1. уровень развития интеллектуальных качеств, что обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность согласно предъявляемым требованиям,
2. Волевая активность,
3. Усвоение норм поведения,
4. Успешность социальных контактов (отношение к сверстникам, к воспитателю, к родителям,
5. Эмоциональное благополучие.
На основании предложенных критериев для исследования процесса адаптации разработана схема наблюдения, позволяющая давать количественную оценку не только отдельных сторон адаптации, но и интегральный показатель, характеризующий этот процесс. Схема содержит пять шкал, отражающих разные стороны процесса приспособления ребенка к ДОУ. Количественная оценка производится на основании балльных показателей отдельных поведенческих реакций. В каждой шкале представлено шесть позиций от 0 до 5 баллов. Формы поведения, оцениваемые 5, 4, и 3 баллами, отражают разный уровень адаптации; оцениваемые 2, 1 и 0 баллов – свидетельствуют об отсутствии адаптации.
Общий интегральный показатель адаптации вычисляется суммированием по всем перечисленным шкалам, и размах его значений находится в пределах от 0 до 25 баллов. Его величина может свидетельствовать о степени адаптации :
1. Полная адаптация – интервал от 11 до 25;
2. Частичная адаптация–от 5 до 10 (т. е. имеющиеся у ребенка формы поведения хотя бы в одной из выделяемых сфер дошкольной жизни не соответствует предъявляемым требованиям);
3. Дезадаптация или отсутствие адаптации – от 0 до 4 баллов.
Результаты наблюдения за дошкольниками 2-3- летнего возраста в течение года показали, что приспособление к ДОУ протекает у них по-разному и отличается по скорости и устойчивости.
Первая группа. Большинство детей(65%)адаптируются в течение двух первых месяцев посещения ДОУ. Они выполняют все требования воспитателя, доброжелательны и послушны. Хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние отмечается у них на протяжении всего периода наблюдения. Остальные дети могут испытывать затруднения в любой сфере их жизни в коллективе. У одних детей возникают сложности в социальных контактах. У других детей трудности сопряжены с выполнением правил поведения. Однако в конце октября происходит смена поведенческих реакций: нормализуются взаимоотношения, улучшается поведение.
Вторая группа. Ее составляют дети с неустойчивой адаптацией (25%). Их отличают два показателя: более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения.
Подобный характер приспособления связан, прежде всего, с плохой подготовкой детей к посещению ДОУ. Эти дети не умеют самостоятельно есть, умываться, одеваться и т. п. В начальный период посещения ДОУ у детей данной группы должна произойти существенная перестройка, которая требует достаточного времени. В поведении этих детей преобладают неадекватные поступки, что вызывает сложности во взаимоотношениях с воспитателями и сверстниками. Лишь в конце первого полугодия негативные формы поведения сменяются у них более адекватными. Изменение поведенческих реакций отражается в положительной динамике интегрального показателя, однако его значения не достигают высокого уровня.
Третья группа. Для этих детей (10%) характерно нарушение нормальных форм социальной адаптации. Это проявляется в негативных формах поведения, проявлении отрицательных эмоций, нежелании посещать ДОУ. Их отличают неустойчивость по всем выделенным критериям, неуклонное снижение интегральной оценки.
Затруднения, приводящие к нарушению адаптации, чаще всего носят временный характер, однако у некоторых детей они отличаются серьезностью и препятствуют общему психосоциальному развитию.
Используемый нами метод не только позволяет оценивать уровень приспособления детей к ДОУ, но и помогает определить сферу наибольших затруднений у ребенка, что может служить ориентиром для проведения направленных психопрофилактических мероприятий. В работах отечественных и зарубежных авторов нарушения адаптации рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. Наиболее распространены у дошкольников следующие симптомы : страх перед посещением ДОУ, воспитателем, негативизм, отсутствие интереса к играм, уход в себя, частые простудные и другие заболевания и др.
Сам факт патогенного воздействия нарушений адаптации на организм человека общепризнан. На поведенческом уровне психологический дискомфорт личности ребенка проявляется в агрессивных действиях или общей заторможенности, усилении невротизации. Длительное пребывание организма в состоянии напряжения способствует ослаблению функций, т. е. развитию болезни.
Адаптация детей к ДОУ в значительной степени определяется личностными особенностями воспитателя. Наблюдения показали, если воспитатель поддерживает дисциплину строгостью, порицает плохое поведение и ко всем детям проявляет одинаковые требования, это, безусловно, не способствует их адаптации. У многих детей вырабатывается отрицательное отношение к детскому саду. Если ровное, доброжелательное отношение к детям – это необходимое требование профессиональной этики всех воспитателей ДОУ, то в ясельных группах оно приобретает ни с чем несравнимое значение, т. к. психика маленького ребенка особенно ранима. Его роль во много раз возрастает по отношению к детям из неблагоприятных микро социальных условий (низкий образовательный уровень родителей, злоупотребление алкоголем, конфликты в семье, приводящих к социально-педагогической запущенности детей, задержке интеллектуального развития, формированию нежелательных личностных качеств. Во время посещения ДОУ индивидуальные различия между детьми увеличиваются, индивидуальные умения и навыки, склонности и черты характера постоянно дифференцируются. Чтобы стимулировать и использовать возможности развития каждого ребенка, воспитатель должен не только знать об этих особенностях, но и учитывать их в своей работе.
Таким образом, система дошкольного воспитания – в какой-то степени визитная карточка страны. В ней отражается уровень научно-технического прогресса и социальной справедливости, а также обозначены перспективы на будущее. Социальная политика в области дошкольного воспитания ориентирует на познание, использование и развитие всех социальных и педагогических возможностей для оптимального развития личности ребенка.
Павлова М. К. ,Елисеева Е. В.