Ольга Прудникова
Организация внеурочной деятельности в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Школе Совместной деятельности
Постановка проблемы. В нашей Школе реализуется концепция педагогики совместной деятельности, в рамках которой разрабатывается новое содержание образования, реализуются инновационные образовательные программы, создаются и используются разные формы организации совместной деятельности взрослых и детей. Школа обучает детей не только знаниям, но и участию в открытом совместном действии со взрослыми и другими детьми, проектированию совместной деятельности, эффективному групповому взаимодействию, постановке своих образовательных целей, их достижению.
Публикация «Организация внеурочной деятельности в начальной школе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Такая организация совместной образовательной деятельности обладает большим ресурсом для формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться, а также направлена на получение опыта переживания и позитивного отношения к общим ценностям, самостоятельного социального действия, предусмотренных ФГОС НОО нового поколения.
Таким образом, мы считаем, что качество современного образования в начальной школе в значительной мере зависит от того, как организована совместная деятельность взрослых и детей в Школе. Конечно, многие из нас знают, что взаимоотношения, качество коммуникации взрослых и детей как в школе, так и в семье влияют на развитие ребенка, на его настоящее и будущее. Но мы уверены, что со-вместность, со-организация, со-общество взрослых и детей не просто влияет на образование, а определяет качество и содержание образования наших детей, отражая тем самым основную идею нового ФГОС НОО о признании решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности в достижении развивающих целей образования.
Тем самым, очень важно, каким образом развертывается совместная деятельность во внеурочном пространстве в начальной школе, где необходимо предоставлять детям право выбора, свободы передвижения, свободы мыслить, высказываться, обсуждать, договариваться, сопереживать, взаимодействовать со всеми участниками совместной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО в Школе совместной деятельности следует понимать совместную образовательную деятельность взрослых и детей, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых метапредметных и личностных результатов с учетом их специфики в ШСД.
Организация внеурочной деятельности в нашей школе в плане формирования метапредметных и личностных результатов предполагает, чтобы взрослые и дети:
• участвовали в разработке и реализации всех важных образовательных событий в Школе;
• оказывали свое влияние на цели и выбор направлений развития совместной деятельности;
• создавали и реализовывали проекты совместной деятельности;
• участвовали в создании норм и правил организации совместной деятельности в Школе;
• учились обсуждать, договариваться, конструктивно работать в группах;
• могли выбирать и обосновывать свой выбор, свою позицию в совместной деятельности.
Применительно к нашей начальной школе актуальным становится разработка и реализация модели внеурочной деятельности как школы с продленным днем обучения, но не как школы «присмотра за детьми», а как пространства для развития каждого ребенка с учетом его интересов и образовательных потребностей.
Актуальность данной модели обусловлена и социальным заказом родителей:
• потребность родителей не только в присмотре за детьми в условиях большой занятости на работе, либо в поисках самой работы, но и в личностном развитии ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей;
• данные о состоянии здоровья детей, в ухудшении которого виноваты не только экология и экономические проблемы семьи, но и школа, требуют особой заботы об организации их нормального питания и режима дня;
• криминализация среды дворов и улиц также создает постоянную тревогу родителей за безопасность и здоровье детей.
Актуальность модели внеурочной деятельности обусловлена и результатами организации образовательного процесса в начальной школе. За много лет в начальной школе Школы Совместной деятельности за счет реализации проекта параллели и инновационной образовательной программы «Построение открытого совместного действия педагога и ребенка» получены существенные позитивные результаты в обучении, воспитании и развитии детей.
Цель внеурочной деятельности : создание условий для расширения и обогащения образовательного опыта участников совместной деятельности, проявления и развития ребенком своих интересов, замыслов на основе технологий построения открытого совместного действия.
Задачи внеурочной деятельности :
Создать условия для того, чтобы :
• Ребенок получал опыт выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов, желаний); получал опыт предъявления себя другим людям, а также опыт понимания себя, рефлексии своих чувств, желаний, интересов, поступков (личностный результат);
• Дети обретали опыт совместности: пробовали и взаимодействовали друг с другом, работать вместе, учитывать мнения, желания друг друга, понимать точку зрения другого человека, а также просить помощи у взрослых и общаться с ними (коммуникативные УУД);
• Дети имели опыт самоорганизации и возможности участвовать в планировании своей деятельности : пробовали создавать образ конечного результата, намечать шаги по его достижению, определять способы достижения цели. Пробовать оценить конечный продукт своей деятельности (регулятивные УУД)
• Дети обретали опыт знакомства и овладения культурными средствами – способами работы с художественным и научным текстами, навыками исследовательской работы и т. д. (познавательные УУД)
Принципы реализации модели:
• учёт возрастных особенностей;
• сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
• связь теории с практикой;
• доступность и наглядность;
• реализация активной жизненной позиции.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, реализуется посредством различных форм организации, таких как, проекты, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования, работа с портфолио и т. д.
Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью детей оформляется следующим образом (утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал учёта и посещаемости).
Направления внеурочной деятельности по ФГОС НОО :
• спортивно-оздоровительное;
• общекультурное;
• общеинтеллектуальное;
• духовно-нравственное;
• социальная деятельность;
В каждом классе координирующую роль выполняет учитель - классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
• взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
• организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
• организует систему отношений через разнообразные формы совместной деятельности коллектива класса;
• организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
При организации внеурочной деятельности обучающихся нашей школой используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта : ДЮЦ «Звездочка», ДЮЦ «Синяя птица», ДЮЦ «Кедр», ТОС «Мокрушинский», НИ ТГУ, городские целевые программы.
Основными формами внеурочной деятельности являются занятия по программам внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эти занятия проходят по модифицированным программам с использованием технологий построения открытого совместного действия. Одна из самых выбираемых программ – это программа «Мы – исследователи». Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников совместной деятельности (учащихся, родителей, учителей, создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для активного и познавательного отдыха и удовлетворения своих потребностей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению поиску в совместном действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный личный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Также огромным ресурсом для развития и обогащения образовательного опыта участников совместного действия являются разновозрастные группы внеурочной деятельности. Чем больше таких групп, тем качественнее результат взаимодействия. Мы организовали специальный день, когда последние занятия по расписанию – это занятия внеурочной деятельности разновозрастных групп. Для этого ресурса учителей начальных классов стало недостаточно, и мы привлекли педагогов среднего и старшего звена. Таким образом, у нас появились разновозрастные группы юных корреспондентов, маленьких актеров, умелых мастеров, певцов, любителей иностранных языков и т. д.
Программы дополнительного образования реализуются в рамках специализированных групп (хоровых, фольклорных, ритмики) и в рамках «Группы развития». Для детей, посещающих данную группу, создаются особые условия, особый уклад жизни, особая материальная среда для того, чтобы ребенок, который в системе продленного дня находится в школе, имел возможность много и разнообразно двигаться, свободно общаться, иногда уединяться, заниматься интересным для себя делом. В условиях продленного дня у каждой группы есть своя классная комната, пространство, которое организуется и оснащается сообразно задачам и формам жизни конкретной группы. В кабинетах выделяются различные функциональные зоны: для коллективной учебной работы, для групповых и индивидуальных занятий, игр и отдыха и т. д. Они трансформируются в зависимости от конкретной ситуации в классе. Образ классного пространства создается совместными усилиями детей, учителей и родителей.
Поскольку в урочной деятельности используются разные образовательные технологии и формы организации совместной деятельности, мы выделили разные виды домашних заданий, которые организуются во второй половине дня с использованием эффективных форм самостоятельной работой учащихся.
В режиме школы продленного дня имеются занятия-консультации, где ребенок не только устраняет вместе с педагогом пробелы в знаниях, но учится находить собственные учебные затруднения. На таких занятиях ребенок может сменить позицию, быть не только учеником, но и консультантом, помощником. На этих консультациях используются технологии взаимообучения, отработанные уже на многих классах, а также происходит вовлечение самих ребятишек в разработку и делание дидактических материалов для себя и своих одноклассников. Дети могут сами придумать задания и оформить их.
Также мы наполнили образовательное пространство «Группы развития» широким спектром разнообразных кружков и секций. Для этого мы привлекли педагогов дополнительного образования ДЮЦ «Синяя птица», ДЮЦ «Звездочка». Дети выбирают занятия по своему интересу, а педагог сопровождает ребенка, помогает в выборе, поддерживает интерес и инициативы детей.
Следующая форма внеурочной деятельности – это орган детско-взрослого самоуправления «Совет дела» в начальной школе. В него входят педагоги (по мере необходимости) и ребята из каждого класса. Возглавляет совет методист начальной школы или завуч. Именно здесь формируются инициативные и проектные группы по подготовке того или иного образовательного события, обсуждаются имеющиеся проблемы на параллели, принимаются решения, которые потом доводятся до сведения одноклассников. Для нас «Совет дела» – очень значимое образовательное место на параллели, где мы с детьми учимся слышать друг друга, учимся предлагать, распределять ответственность, рефлексировать полученные результаты.
Организация совместной деятельности во внеурочном пространстве построена так, что дети с разными типами одаренности могут реализовать свои интересы, замыслы, потребности. Наряду с учебными занятиями огромную роль играют традиционные коллективно-творческие праздники, групповые проекты, совместные походы, конкурсы и т. д. В этом разнообразии каждый ребенок может выбирать, в чем участвовать со всем классом, а где - самостоятельно. Особое внимание мы уделяем разработке образовательных событий, которые являются самой значимой составной внеурочной деятельности.
Образовательные события направлены на приобретение и развитие разного образовательного опыта: коммуникации, порождения и реализации собственных интересов, запросов, представление результатов внеурочной деятельности. Если олимпиадная неделя удовлетворяет индивидуальные потребности детей, предоставляя выбор предмета, выбор участия, возможность пробы своих сил именно в предметной сфере, то «Детская конференция» охватывает и дает более широкий спектр участия и проявления инициатив, так как ее секции дают возможность всем без исключения проявить себя. Это прикладные мастерские, где можно что-то сделать руками, смастерить, придумать и рассказать об этом. На секции с представлением докладов ребята проявляют себя как исследователи, проектанты, презентируют свои доклады, рассказывают, каких результатов достигли. Секция - конкурс чтецов дает возможность проявить себя в роли артиста и автора. И таких событий в начальной школе, где ребенок может себя реализовать, показать свои результаты и почувствовать себя успешным, достаточно много.
Также мы готовим группы детей для участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях городского, регионального, всероссийского уровней.
Особой формой представления результатов внеурочной деятельности является открытое образовательное портфолио.
В русле концепции построения открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе мы считаем, что дети должны стать значимыми и влиятельными участниками совместной образовательной деятельности, поэтому подход к портфолио в Школе совместной деятельности принципиально иной. Мы настаиваем на идее открытого образовательного портфолио младшего школьника. Слово «образовательное» означает фиксацию образовательных достижений ребенка в максимально широком образовательном контексте: в урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности, т. е. в любой деятельности, где ребенок проявил себя и зафиксировал собственную успешность (узнал…., научился, открыл, овладел, подружился, стал… и т. п.). В Школе совместной деятельности согласно принятому на основе совместных обсуждений с педагогами «Положению о ведении портфолио» определены основные страницы: «Мой портрет» ( информация об учащемся в свободной форме: фотография, общие сведения, чем увлекаюсь, моя семья, мои друзья); «Мой класс» ( информация о классе: друзья, интересные события, традиции класса, участие ребенка в образовательных событиях); «Я - ученик» (предметные результаты по базовым учебным предметам и их динамика); «Учимся взаимодействовать» (метапредметные умения (исследовательские, проектные, коммуникативные УУД); «Свободная страница» (заполняется самим ребенком в свободной форме).
Остальные страницы педагог вместе с детьми придумывают сами. Например, если в классе систематически организуется исследовательская деятельность, можно сделать раздел «Мои первые исследования», в котором ребенок отмечает тему исследования, почему эта тема его заинтересовала (после рассказа учителя, просмотренного фильма, рассказа одноклассника, способы поиска информации (читал, расспрашивал, ставил опыт, наблюдал, уровень представления результатов своего исследования (выступил с докладом на уроке, на конференции, в другом классе, в группе на занятии). В 1-2 классах, пока детям трудно писать, эту фиксацию можно делать в табличной форме с использованием наклеек условных значков, которые лежат в самой папке.
Слово «открытое» портфолио означает, прежде всего, рефлексивность, т. е. содержательную качественную самооценку ребенка учебных и образовательных результатов, а также фиксацию изменений и продвижений в учебно-предметной и личностной сферах. Рефлексивные характеристики портфолио проявляются и в том, как дети выражают свое отношение к образовательным событиям в классе (школе). В первом классе это простая фиксация в таблице названий все мероприятий и их оценка ребенком в виде символов-смайликов. Во 2-3 классе дети уже могут зафиксировать свою позицию в конкретном образовательном событии (участник, организатор, инициатор, помощник) и поместить рефлексивный текст о наиболее значимом для него мероприятии.
В портфолио есть страница, которую мы называем «Свободная», потому что она полностью заполняется по инициативе и желанию самого ребенка. Это может быть фоторепортаж посещения ребенка с семьей места отдыха, интересные вырезки из журналов, свободные тексты, рефлексивные отзывы, отзывы других учеников или родителей на работу ученика. Мы полагаем, что портфолио должно быть максимально открыто для ребенка. Свобода и самостоятельность ребенка может проявляться при заполнении и других страниц. Например, ребенок размещает в портфолио свои лучшие творческие работы или их фотографии (поделки, аппликации, рисунки, самые интересные доклады, содержание проектов и результаты проектной деятельности.
Введение открытого образовательного портфолио позволило не только осуществить комплексный подход в оценке предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся, формировать адекватную самомоценку и развивать рефлексивную позицию, но и разработать особую педагогическую форму для совместного формирования портфолио, которую мы назвали «Час портфолио». Это занятие характеризуется не только заполнением детьми страниц портфолио, но и организацией совместных бесед с детьми о их достижениях в разных аспектах образовательной деятельности, проведением коммуникативных игр и приемов, организацией рефлексивных точек.
Этапы организации совместной деятельности во внеурочном пространстве
I этап - этап погружения
Задача: определение выбора программ, форм деятельности участников совместной деятельности.
Содержание деятельности : представление спектра форм внеурочной деятельности в начальной школе родителям, детям; совместное планирование деятельности, запуск работы внеурочной деятельности по особому режиму.
Планируемые результаты: понимание участниками совместной деятельности (педагогами детьми, родителями) задач и содержания внеурочной деятельности в Школе, её преимуществ, самоопределение; формирование групп (дети посещают занятия, родители пишут заявления на оказания услуг); проявленные инициативы, планирование в мастерских внеурочной деятельности.
Формы организации совместной деятельности на этапе погружения :
- для педагогов (сопровождение) – проведение установочного совещания, разработнического семинара по запуску внеурочной деятельности, консультирование и заказ на техническое задание по организации внеурочной деятельности;
- для родителей - родительские собрания (общешкольные, классные, консультирование родителей классным руководителем, психологом (в случае необходимости);
-для детей – классные часы по появлению инициатив, формирование инициативных групп, участие в инициативном совете «Совете дела» по проявлению инициатив и планированию совместной деятельности на четверть; консультирование (помощь в самоопределении в пространстве выбора внеурочной деятельности) ; пробные занятия.
II этап. Развертывание совместной деятельности (реализация инициатив)
Задача: развернуть образовательное пространство внеурочной деятельности для реализации инициатив и интересов детей, формирования УУД.
Планируемые результаты: .формирование УУД, личностных результатов; реализация инициатив в КТД, образовательных событиях, мастерских и творческих занятиях; первичное представление промежуточных результатов участия во внеурочной деятельности (декабрь).
Формы организации совместной деятельности на этапе разворачивания:
- для педагогов: совещание, семинары по результатам внеурочной деятельности, посещение занятий в рамках методического дня;
-для детей: занятия по расписанию (школа, ДЮЦ «Синяя птица»); организация КТД, образовательных событий в соответствии с разработанным планом, участие в общешкольных образовательных событиях; проведение КТД в классах (экскурсии, посещение театров, кино, и т. д.) праздники, заполнение открытого образовательного портфолио достижениями внеурочной деятельности;
-для родителей: родительские собрания по представлению образовательных результатов (в том числе и результатов участия в ВУД, консультации классного руководителя, психолога (по необходимости); участия родителей в образовательных событиях, КТД класса, школы).
III этап- предъявление результатов внеурочной деятельности (сформированные УУД, достижения в разных областях) детей и педагогов
Задача: создать условия для предъявления достижений и результатов внеурочной деятельности.
Планируемые результаты: личностные достижения, сформированные УУД, устойчивая мотивация, инициативность, активность детей, положительное отношение к школе.
Формы организации совместной деятельности на этапе представления результатов:
-для педагогов: разработнический семинар по представлению результатов внеурочной деятельности и их диагностике;
-для детей: часы общения по представлению результатов внеурочной деятельности, «Выставка достижений», открытые занятия творческих объединений; итоговое событие «А вот и мы!», презентация своих достижений (час портфолио), проведение диагностики.
для родителей: родительские собрания, концерты, выставки, совместные образовательные события.
Механизм «движения» ребёнка во внеурочном пространстве
На этапе погружения
• знакомится с формами, направлениями внеурочной деятельности, выбирает, пробует, определяется с направлением, принимает участие в планировании, проявляет инициативы;
• планирует свои достижения, предлагает (часы общения, пробные занятия, часы портфолио);
• инициативы обобщаются в классах, затем выносятся на инициативный совет «Совет дела», где составляется план основных событий на четверть.
На этапе реализации
• посещает занятия внеурочной деятельности, участвует и организует (в рамках выбранного направления) образовательные события, КТД на уровне класса, школы;
• представляет первые результаты, оформляет страницу (ы) портфолио;
• может осуществлять переходы из одной группы (формы) в другую.
На этапе предъявления результатов
• -представляет свои достижения в классе, на выставке, в рамках образовательного события;
• участвует в диагностике и рефлексии, в выработке критериев оценки (успешности);
• заполняет и представляет своё портфолио.
Таким образом, предлагаемая нами модель организации внеурочной деятельность может стать альтернативной такому способу, когда внеурочные занятия являются лишь дополнением к уроку, т. е. к предметной деятельности. В Школе совместной деятельности внеурочная деятельность дает ребенку возможность попробовать то, что не всегда получается на предметных уроках, в том числе овладеть новыми видами деятельности и новыми способами соогранизации. Для педагога это возможность овладеть новыми профессиональными компетенциями по организации и развитию разных видов детской активности.