Анна Шутило
Инклюзия в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Шутило Анна Александровна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №75
Петроградского района
Россия, г. Санкт-Петербург
E-mail : anna.shutilo@mail.ru
Инклюзия в начальной школе
Аннотация: : в статье рассказывается об инклюзии в современной школе, даются рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями. В результате учителю приходится осваивать новые образовательные технологии и правила работы на уроке.
Публикация «Инклюзия в начальной школе» размещена в разделах
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, новая школа, принципы инклюзивного образования, модефикация
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
— Инклюзия – очень широкое понятие: дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются вместе по одним программам в одной школе. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидах. Сюда относятся и талантливые дети, которым тоже требуется особый подход для эффективного обучения, и молодые спортсмены, которые зачастую после сборов и соревнований сталкиваются с проблемой адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Мы должны обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум
В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно «приобщает» и «втягивает» в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться.
Современному образованию отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».
Восемь принципов инклюзивного образования :
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Дети с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Под “изменением способов подачи информации” понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
Изменение способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в ходе оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. (Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.)
Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.
Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
В мой класс пришел ученик с нарушением слуха. Из своего опыта я могу дать несколько рекомендаций работы с такими детьми. Слабый слух — это большая проблема для общения, но найти способы эффективного общения можно. Начиная разговор, привлеките внимание своего собеседника. Если его слух позволяет, назовите его по имени, если нет — слегка положите ему руку на плечо или похлопайте, но не резко.
Разговаривая с ребенком, у которого плохой слух, смотрите на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
Некоторые дети могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как ребенок утратил способность воспринимать высокие частоты.
Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты. Убедитесь, что Вас поняли. Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, сложный термин, адрес, напишите ее так, чтобы она была точно понята. Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»
При письме нужно разбирать с детьми значение каждого слова. Такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден.
Учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен:
посадить ребенка за первую парту;
не поворачиваться спиной к нему;
чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку; проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;
разрешать ему оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.
Трудности в речи могут быть самыми разными — слабый голос, затрудненная речь и другие проявления. Главное, будьте терпеливы, разговаривая с ребенком, имеющим такие проблемы.
Не игнорируйте ребенка, которому трудно говорить. Не пытайтесь ускорить разговор. Не перебивайте ребенка.
Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
Старайтесь задавать такие вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. Не притворяйтесь, если не поняли, что Вам сказали. Повторите то, как Вы поняли, и реакция ребенка Вам поможет.
Не стесняйтесь переспросить то, что не поняли. Если Вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
Не забывайте, что ребенку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
Таким образом, это ещё первые шаги по внедрению инклюзивного обучения. Но шаги, которые уже сечас дают положительные результаты.
Нам учителям предстоит ещё много работать в этом направлении: продолжать вести работу по подготовке педагогического и родительского сообществ, других детей к принятию детей с ОВЗ;
способствовать подготовке, повышению квалификации и переподготовки специалистов;
доработать образовательные программы для разноуровнего обучения детей в соответствии с их психофизическими возможностями;
создать свою внутришкольную психолого – медико – педагогическую комиссию, проводить диагностику учащихся с ОВЗ, консультировать родителей.
Литература
1. Ардзинба В. А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». -2010, №5, https://www. psyedu.ru/ files/articles/2282/pdf_version. pdf - С. 23-29
2. Совершенствование образования. Перспективы инклюзивных школ (Improving Education. The Promise of Inclusive Schools). Пособие Национального института совершенствования городского образования США. Сайт: https: //perspectiva-inva.ru.
3. Хотылева Т. Ю., Ахутина Т. В. Технологии психолого-педагогической помощи детям с СДВГ в Норвегии //Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2010. -№ 5. - С. 1-12. https://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2010/n5/Hotyleva_Ahutina_full.shtml