самира тагиева
Опыты с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт «Солнце высушивает предметы»
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.
Ход опыта : повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.
Вывод: солнце нагревает предметы.
Опыт «Буря»
Цель: доказать, что ветер – это движение воздуха.
Публикация «Опыты с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ход опыта : дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер сильный? (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.)
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Опыт «В почве есть воздух, в воде несть воздух»
Цель: закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух.
Ход опыта : взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.
Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.
Опыт «Воздух невидим»
Цель: познакомить со свойствами воздуха
(не имеет определенной формы. Распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперементирования.
Ход опыта : воспитатель предлагает взять (последовательно)ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
Опыт «Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход опыта : Дать детям по одному «летающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы).
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогаетсеменам перемещаться.
Опыт «Какое значение имеет размер семян?»
Цель: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.
Ход опыта : Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.
Вывод: всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких: среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких –маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1-2 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта : В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце,сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая). Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).
Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Опыт «Уличные тени»
Цели: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Ход опыта : Рассматривание теней. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? ( Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)
Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень.
Опыт «Движение воздуха»
Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха.
Ход опыта : Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?
Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
.
Опыт «Уличные тени от фонарного света»
Цель: показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Ход опыта : Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? ( Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)
Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от Солнца, но от любого источника света.
Опыт «Зависимость состояния воды от температуры воздуха»
Ход опыта : В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней теплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? (лед- твердое, вода- жидкое, пар – газообразное).