Варфоломеева Татьяна
Оздоровительные игры c детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Оздоровительные игры c детьми старшего дошкольного возраста»
Одной из главных задач ФГОС является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Поэтому организация двигательной деятельности дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно- образовательного процесса в ДОУ.
Публикация «Оздоровительные игры c детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы является одной из важных задач дошкольного образования. (ФГОС)
Актуальность
плохая экология;
несбалансированное питание;
снижение двигательной активности (гиподинамия);
информационные и нейропсихические перегрузки
высокая заболеваемость детей дошкольного возраста;
Вопросы сохранения и укрепления здоровья в настоящее время являются достаточно актуальными, т. к. существует большое количество факторов, отрицательно влияющих на детский организм. В последние годы увеличилось число ослабленных, часто и длительно болеющих детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые и ЛОР- заболевания. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.
Особое место в программе физического воспитания дошкольников занимают оздоровительные игры, т. к. они способствуют оздоровлению организма, содействуют процессу правильного физического развития ребенка, и в целом укреплению его здоровья.
Значение оздоровительных игр.
- способствуют профилактике утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками;
- выполняют релаксационную, коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции;
- осуществляют своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояний;
- оказывают общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
- способствуют совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы;
- повышают эмоциональное состояние детей;
Исходя из этого, одной из целей оздоровительной работы в ДОУ является сохранение и укрепление здоровья через использование оздоровительных игр.
Цель.
Сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе внедрения в педагогический процесс ДОУ оздоровительных игр
Данная цель направлена на решение ряда задач, которые определяют перспективу дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию ценностного отношения к своему здоровью.
Задачи.
Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
Осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояния;
Формировать и закреплять навыки правильной осанки, дыхания, укреплять мышечный корсет и своды стопы;
Повышать сопротивляемость организма.
При организации и проведении оздоровительных игр необходимо соблюдать ряд условий:
Рекомендации для проведения оздоровительных игр.
- комбинирование и сочетание игр таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие; – концентрация внимания, корректирование правильности выполнения заданий;
- проветривание помещения;
- определенное число детей;
-учет психоэмоционального состояния ребенка;
(если ребенок находится в состоянии возбуждений, то тон разговора с ним должен быть строгим и негромким, с робкими, тихими детьми интонации должны быть поощрительными и мягкими).
- не упускать из внимания цель игры, т. е. её лечебный эффект;
(при проведении игр, направленных на улучшение функции дыхания, обращать внимание на правильное положение грудной клетки и на правильное дыхание; обращать внимание на правильную осанку, красивое положение головы и туловища во время ходьбы и упражнений)
- не допускать переутомления детей;
-правильно дозировать физическую и эмоциональную нагрузку;
Классификация и отбор оздоровительных игр для дошкольников
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень их физической подготовленности и психического развития, оздоровительные игры можно разделить по направлениям. Это игры (схема)
Оздоровительные игры для профилактики и коррекции плоскостопия
Цель: закрепление навыков правильной установки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Задачи:
-укрепление связочно-мышечного аппарата стопы и голени;
-выполнение упражнений с заданной амплитудой движения, преимущественно в разгрузочных исходных положениях (сидя, на коленях, на четвереньках).
-способствование общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков)
Рекомендуемые игры : «Резвый мешочек», «Великаны и гномы»,
«Каракатица», «Эскадрон ребят прыгучих»,
«Дружные пальчики», Волшебные круги», «Медуза»,
«Старый велосипед», «Маленькие пингвинчики»,
«Трудолюбивая гусеница», «Загрузи машину», «Стирка»,
«Нарисуй картину», «Кач-кач», «Поймай комара»,
«Послушный мячик», «Ванька-встанька».
Оздоровительные игры на формирование правильной осанки.
Цель: укрепление мышц спины и брюшного пресса, растягивание передней поверхности грудной клетки.
Задачи:
-укрепление мышечного корсета;
-коррекция имеющихся дефектов осанки в условиях игровой терапии.
Рекомендуемые игры : «Сосёнки», «Ходим боком», «Паучки и птицы»,
«Солдатики и куклы», «Футбол», «Гуляющие черепахи»,
«Что у нас на ножках?», «По-турецки мы сидели», «Ежики и лиса», «Займи дом», «Гимнастика для ёжика», «Река, берег, парус», «Спрыгни в воду», «Поднять паруса», «Живое кольцо», «Перейди через реку», «Роботы», «Зайцы в огороде».
Оздоровительные игры для профилактики заболеваний дыхательной системы
Цель: общее укрепление организма, тренировка дыхательной мускулатуры.
Задачи:
-тренировка дыхательной мускулатуры;
-улучшение дренажной функции бронхов;
-совершенствование навыка правильного дыхания в усложненных условиях;
-адаптация к постепенно возрастающим физическим нагрузкам.
Рекомендуемые игры.
«Бегемотик», «Дыхание», «Качели», «Ныряльщики за жемчугом»,
«Воздушный футбол», «Листопад», «Кораблик», «Король ветров»,
«Мой воздушный шарик», «Яблоня», «Дует ветерок»,
«Пинг-понговое ралли», «Пастушок дудит в рожок», «Шарик лопнул», «Пёрышки», «Мышка и Мишка»,
«Нелетающие тарелки», «Любопытная гусеница»,
«Шарик», «Совушка-сова», «Подпрыгни и подуй», «Самый сильный ветер»
«У кого шарик выше», «Бульканье», «Косари»,
«Снежинки и ветер», «Зайцы и совы», «Путешествие колобка»
Оздоровительные игры для укрепления психического здоровья.
Цель: создание хорошего настроения, развитие внимания, снятие напряжения нервной системы и утомления.
Задачи:
-обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившее нервное напряжение;
-улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;
-профилактика утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.
Рекомендуемые игры : «Цапля», «Cкачки», «Уши», «Парашютисты»,
«Скоморохи», «Тачка», «Кошки», «Раки», «Великаны», «Бег в бумажном колпаке»,
«Бег со связанными ногами», «Послушный мячик», «Многоножки», «Двуножки»,
«Морские волны», «Ловим комаров», «Маленькое приведение», «Воздушный шарик»,
«Корабль и ветер», «Петушиный бой».
Оздоровительные игры для развития зрительного восприятия.
Цель: тренировка зрительных мышц, снятие глазного напряжения.
Задачи:
-развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает;
-развивать навыки пространственной ориентации.
Рекомендуемые игры : «Весёлая неделька», «Мой щенок», «Белка и дятел», «Стрекоза», «Угадай-ка», «Тренировка», «Мой весёлый звонкий мяч», «Дождик», «Осень», «Листочки», «Ёлка», «Овощи», «По морям, по волнам».
Пальчиковые игры.
Цель: развитие речи детей посредством пальчиковых игр.
Задачи:
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать речевую способность
Рекомендуемые игры : «Уточка», «Кошка», «Веер», «Белочка», «Море», «Встреча», «Щелчки», «Лапки», «Жук», «Вертолет», «Ножки», «Щенок», «Барабан», «Зайчик», «Улитка», «Коза», «Домик», «Мальчик пальчик», «Солнышко», «Бабочка», «Птенцы», «Маляры», «Лодочка», «Гусь», «Музыкант», «Черепаха», «Борьба»
Включая в работу по укреплению здоровья детей оздоровительно-развивающие игры у детей наблюдается эмоциональный подъём, осознанное отношение к своему здоровью, укрепляется дисциплина, повышается самооценка, увеличивается уровень их физической подготовленности; развиваются психические качества (внимание, память, воображение). Всё это в целом благоприятно сказывается на здоровье каждого ребёнка