Виктория Колесникова
Опытно экспериментальная работа по формированию патриотизма у старших дошкольников средствами ознакомления с историей Кубани
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ МО «Детский сад комбинированного вида № 206»
В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста, который осуществлялся с 2015 по 2016 год.
На основе выделенным нами компонентов исследуемого качества мы проводили диагностику его уровня у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилась на базе двух старших группах по 11 человек в каждой, одна из них выступала как контрольная (КГ, другая как экспериментальная (ЭГ).
Публикация «Опытно экспериментальная работа по формированию патриотизма у старших дошкольников средствами ознакомления с историей Кубани» размещена в разделах
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
На констатирующем этапе эксперимента применялись такие методы исследования как наблюдение за детьми в разных видах деятельности: самостоятельной продуктивной деятельности, сюжетно-ролевой игре, праздниках, занятиях; педагогическая диагностика воспитания у детей любви к родной стране.
На основе уровней и показателей сфер личности старших дошкольников, определенных О. В. Солодянкиной [13], нами были определены уровни сформированности у старших дошкольников патриотизма, выраженного в совокупности эмоционального, когнитивного, деятельностного компонентов.
Высокий уровень исследуемого качества характеризуется наличием у ребенка представлений о родной стране, родном крае, городе, назывании улицы, на которой он живет, о самых известных достопримечательностях города; элементарных знаний об истории страны (города, села и др.); понимания необходимости заботиться о своей малой родине; стремлением и способностью к выражению патриотических чувств в творческой и общественно полезной деятельности.
На среднем уровне сформированности у старших дошкольников патриотизма наблюдаются достаточно прочные, но ограниченные знания о родной стране, городе, месте проживания; знания об истории, патриотических событиях, достопримечательностях отрывочные, но при ознакомлении с ними ребенок выражает осознанные патриотические чувства. Ребенок не имеет представлений о том, как дети могут заботиться о месте, в котором они живут. Продуктивная деятельность является преимущественно подражательной, не имеет самостоятельных творческих проявлений, не осознается как общественно полезная.
Низкий уровень сформированности патриотизма выражается в отсутствии представлений о родной стране и малой родине, недостатке знаний об истории, памятниках и достопримечательностях своего региона и Родины, не способности рассказать о них. У ребенка нет понимания необходимости заботиться о родном городе, улице и т. д. Продукты деятельности, созданные ребенком не отличаются оригинальностью, он не проявляет инициативы и творчества в деятельности, не стремится к деятельности для общей пользы.
В ходе констатирующей диагностики мы проводили беседу с каждым ребенком. Детям предлагалось несколько иллюстраций с изображением достопримечательностей страны и города, а также сцен патриотических праздников (9 Мая, 23 февраля). Задание заключалось в том, чтобы после внимательного рассматривания иллюстраций ребенок рассказал о том, что он знает об этом, что чувствует.
Дополнительно мы задавали детям следующие вопросы:
- Как называется наша страна?
- Почему мы называем ее Родина?
- Какие важные слова походи на слово «Родина»?
- Как называется наш город?
- Что ты рассказал бы гостю о своем городе и своей стране, чтобы стало понятно, что они самые лучшие?
- Какие события из истории родной страны ты знаешь?
- Что ты знаешь о своих бабушке, дедушке, прабабушке, прадедушке?
- Что такое подвиг?
- Кого называют «Герой своей Родины»?
- Как люди заботятся о родном городе?
- Что могут сделать дети, чтобы наша страна и наш город стали еще лучше?
Ответы детей мы оценивали в балльной системе:
2 балла – полный ответ, выражение знаний, эмоций и своей точки зрения;
1 балл – неполный или неточный ответ, постоянная помощь взрослого;
0 баллов – отсутствие ответа, непонимание вопроса, неверный ответ.
Также мы вели наблюдение за детьми в ситуации выбора, когда по желанию каждый ребенок мог выбрать вид деятельности на прогулке: играть в спортивном городке или привести в порядок клумбу на участке детского сада к празднику «День города». При этом фиксировалось, какое решение принимает каждый ребенок и почему. Выбор ребенка также оценивался баллами:
2 балла – самостоятельный выбор, осознанное желание участвовать в полезной деятельности, удовольствие от ее результата;
1 балл – присоединение к полезной деятельности вслед за другими детьми и воспитателем, выполнение работы с удовольствием;
0 баллов – желание играть, отказ от участия в полезной деятельности.
В результате обследования старших дошкольников мы выделили три уровня, согласно количеству баллов, набранных тем или иным ребенком при выполнении заданий:
- от 0 до13 баллов соответствовали низкому уровню;
- от 13 до 19 баллов – среднему уровню;
- от 19 до 26 баллов – высокому уровню.
Таким образом, мы получили количественное соответствие уровням сформированности у старших дошкольников патриотизма.
Результаты проведения диагностики исходного уровня отражены в следующей таблице:
Таблица №1
Результаты диагностики сформированности патриотизма у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
Уровни патриотизма Количественные показатели
КГ ЭГ
Низкий 45,4%
(5 чел) 36,4%
(4 чел)
Средний 36,4%
(4 чел) 45,4%
(5 чел)
Высокий 18,2%
(2 чел) 18,2%
(2 чел)
Из проведенного обследования видно, что результаты в контрольной и экспериментальной группах примерно равны: около сорока процентов детей имеют низкий уровень воспитания любви к родной стране; высокий уровень отмечен только у двоих детей из КГ и двоих – из ЭГ. Это значит, что у детей нет устойчивого интереса к истории и настоящему родной страны, родного города, уровень патриотических представлений частично соответствует возрасту, дети не могут словесно выразить свои знания и переживания по этому поводу, не проявляют большого желания участвовать в общественно полезном труде.
Положительным фактом является достаточно хорошие показатели среднего уровня, что позволяет прогнозировать положительный результат целенаправленной педагогической работы по воспитанию у старших дошкольников патриотических чувств.
На основании изучения знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о родной стране, родном городе, некоторых исторических событиях можно отметить, что у старших дошкольников имеется определенный объем таких знаний и представлений, однако, многие дети не понимают сущности явлений, их знания поверхностные, бессистемные.
Для фиксации проявлений интереса дошкольников к родной стране мы проанализировали вопросы, которые задавали дети, тематику их рассказов, бесед в общении друг с другом, а также с воспитателями, содержание любимых книг, направленность игр и рисунков, поведение на различных занятиях и др. Обобщение данных, полученных с помощью различных методов, позволило установить, что дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к своему краю, но у большинства детей (более 70%) данный интерес является ситуативным, эпизодическим, неустойчивым и исчезает без внешнего стимула. Для детей и контрольной и экспериментальной групп были характерны вопросы, свидетельствующие об интересе больше к фактической стороне событий или о желании утвердиться в своих знаниях. Тематика рисунков (детям было предложено нарисовать то, что больше всего нравится в родном городе, что есть замечательного в нашей стране) однообразна: дома, парки, улицы, конкретные признаки изображенных предметов не переданы. Дети проявляли невысокую активность в самостоятельном приобретении знаний, очень мало использовали полученные знания в игровой деятельности, содержание сюжетно-ролевых игр также однообразно (например, «Наши и фашисты»).
Примерно у третьей части детей был отмечен устойчивый патриотический интерес, поэтому эти дети выражают желание слушать и рассказывать о подвигах людей во время войны, интересовались историей страны, им нравилось играть в военных, путешественников; в свободной изобразительной деятельности они чаще всего рисовали воинов, сражения, родной город, труд людей. Их игры отличались разнообразием тематики и сюжетов («Освобождение города», «Военный госпиталь», «Путешествие по городу).
Особое внимание мы обратили на речевое развитие старших дошкольников. Анализ ответов детей на вопросы в ходе беседы показал, что, во-первых, они не умеют включаться в беседу, часто «уходят» от ответов, рассказывают не о своем крае, городе, стране, а о том, где они отдыхали летом (опрос-беседа проводился в сентябре, что видели. Такое поведение объясняется не только неустойчивым вниманием, узким кругом интересов, неуверенностью в своих знаниях, низким речевым развитием, но и несформированностью у детей патриотизма.
Таким образом, анализ результатов исходной диагностики показал, что необходимо повышать уровень развития показателей когнитивного, эмоционального, деятельностного компонентов, тем самым, формируя у детей патриотизм. Необходимым условием данной работы в экспериментальной группе мы посчитали внедрение в практику ДОУ специальной патриотической работы, предусматривающей активное личное участие детей старшего дошкольного возраста.