Папки-передвижки

Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение дидактических игр как средства экологического воспитания

Тюрина Ирина Васильевна
Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение дидактических игр как средства экологического воспитания

Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение использования дидактических игр как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста

1 Общая характеристика условий экспериментальной работы

База исследования: МКДОУ «Д/С № 17», старшая группа - «Звездочки», воспитатель: Тюрина Ирина Васильевна, количество детей в группе – 17 человек, образовательная программа «Детство».

Публикация «Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение дидактических игр как средства экологического воспитания» размещена в разделах

Цель эксперимента: выявить уровень влияния дидактических игр на развитие экологического воспитания дошкольника.

Задачи констатирующего эксперимента:

-определить критерии уровня развития экологического воспитания дошкольника;

-подобрать диагностический материал;

-провести диагностику уровня развития экологического воспитания дошкольника.

Работа проводилась в период с 10.04.2023г. по 14.04.2023г.

Для проведения опытно-экспериментальной работы было выбрано 10 детей.

Каждому присвоен индивидуальный код

Методы исследования: анкетирование, диагностика, обработка результатов исследования.

План констатирующего этапа эксперимента показан в таблице 1.

Таблица 1

План констатирующего этапа эксперимента

2 Констатирующий эксперимент

Анкетирование воспитателя по вопросам значимости использования дидактических игр в образовательном процессе.

Анкета «Дидактические игры в образовательном процессе»

Цель: Определить значимость использования дидактических игр в образовательном процессе

Ход проведения: Распечатывалась индивидуальная анкета, которую воспитатель должен был заполнить самостоятельно. Форма ответов была закрытая, то есть возможные варианты ответов даны в каждом вопросе, необходимо подчеркнуть те из них, которые наиболее соответствуют мнению воспитателя.

Таблица 2

Обработка результатов анкетирования воспитателя

Вывод: Дидактическая игра как форма обучения детей содержит в себе два начала: учебное и игровое. Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические игры в образовательном процессе используются ежедневно. Они используются не только воспитателем, но и детьми при организации самостоятельной деятельности.

Диагностика экологических знаний и отношений детей дошкольного возраста.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня экологического воспитания детей в экспериментальной группе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

– во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей.

Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

На основании этих критерий, детям были даны контрольные задания, для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению.

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

– Как называется животное (птица, насекомое?

– Что ты можешь рассказать о нем?

– Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень:

• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументирует свой выбор.

• Соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки.

• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень:

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень:

• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Затрудняется назвать характерные признаки.

• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Таблица № 3

Уровень сформированности экологических знаний о мире животных

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония, традесканция, бегония, фиалка и фикус; лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

– Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

– Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

– Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

– Для чего людям нужны комнатные растения?

– Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень:

• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень:

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень:

• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Таблица №4

Уровень сформированности экологических знаний о растительном мире

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

– Какие свойства песка ты знаешь?

– Где и для чего человек использует песок?

– Какие свойства камней ты знаешь?

– Где и для чего человек использует камни?

– Какие свойства воды ты знаешь?

– Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень:

• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень:

• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень:

• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Таблица № 5

Уровень сформированности экологических знаний о неживой природе

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т. д.

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:

– Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

– Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

– С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

– На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень:

• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.

• Знает характерные признаки каждого времени года.

• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?»

• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

• Комментирует свой рисунок.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень:

• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

• На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно.

• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень:

• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• Не знает характерных признаков разных времен года.

• Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года.

• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.

• Не выражает эстетического отношения к природе.

Таблица № 6

Уровень сформированности экологических знаний о временах года

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

– Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»

– Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

– Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

– Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень:

• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень:

• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень:

• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Таблица № 7

Уровень сформированности экологически правильного

отношения к миру природы

Таблица № 8

Выявление уровня развития экологического воспитания детей

дошкольного возраста

5- высокий, 4-средний, 1- низкий

Таблица № 9

Выявление уровня развития экологического воспитания детей

дошкольного возраста в процентном соотношении

Рис. 1 Результат диагностики экологических знаний и отношений детей дошкольного возраста к миру природы.

Вывод: По результатам диагностики можно сделать вывод по показателям экологического развития. Из десяти обследованных детей один ребенок имеет низкие показатели, что составляет 10 %; пятеро детей - показали средний уровень, что составляет 50 %; и четверо детей - показали высокий уровень, что составляет 40 %.

У исследуемого ребенка 05 развитие экологических знаний на низком уровне и требует дополнительных индивидуальных занятий. У остальных исследуемых детей экологические знания сформировались в достаточной степени.

Для повышения уровня экологического развития можем предложить дидактические игры позволяющие поддержать интерес детей к игре, а также развить экологические знания детей старшего дошкольного возраста:

1. «Где спряталась рыбка?»

2. «Кто знает, пусть продолжает»

3. «Кто летает, прыгает, плавает?»

Вывод по данной теме

Для выявления уровня развития экологического воспитания детей дошкольного возраста, мы провели диагностику с учетом их возрастных особенностей, опираясь на критерии сформированности экологических знаний: о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, а также экологически правильного отношения к миру природы

На основании этих критерий, детям были даны контрольные задания, для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.

Анализируя результаты исследования, можно сделать общий вывод, что у детей экспериментальной группы уровень развития экологического образования проявляется на среднем уровне.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Систематическое использование дидактических игр является эффективным средством активизации умственной деятельности дошкольников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственной деятельности

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Дистанционная работа с дошкольниками. Опытно-экспериментальная деятельность «В поисках Невидимки»Дистанционная работа с дошкольниками. Опытно-экспериментальная деятельность «В поисках Невидимки» «В поисках Невидимки» Опытно - экспериментальная деятельность. Дистанционная работа с дошколятами. Цель: Дать детям знания, что нас окружает.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой»Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» В рамках тематической недели опытов и экспериментов в нашем детском саду один.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение дидактических игр как средства экологического воспитания
Опубликовано: 9 февраля 2024 в 21:46
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД