Светлана Головина
Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста как средство познания взаимосвязей в природе
▼ Скачать + Заказать документы
В сборнике представлены рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с окружающим миром в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, а также перспективное планирование, описание опытов, диагностический инструментарий демонстрационные материалы по организации опытно-экспериментальной деятельности.
Материалы разработки предназначены для педагогов ДОО, также они могут быть полезны родителям и гувернерам при организации образовательной деятельности дома.
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста как средство познания взаимосвязей в природе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, основная миссия которого - преемственность целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально значимого этапа в жизни человека [3].
Отметим, что дошкольный возраст представляется наиболее благоприятным периодом для воспитания основ личностной культуры, вбирающей в себя ряд качеств и свойств, уникальных по своим возможностям развертывания. Особенно благоприятный материал для воспитания основ личностной культуры ребёнка – мир окружающей его природы, поскольку интерес к познанию реального мира является одним из фундаментальных и наиболее значимых в детском развитии. Как писал В. А. Сухомлинский, «ребенок по своей сути – пытливый исследователь, открыватель мира» [2].
Поддерживая познавательную активность ребёнка, направленную на познание предметов, явлений, событий окружающего мира/природы, вместе с тем мы можем содействовать формированию его экологической культуры.
Вопросы экологии, в определённой степени потребительского отношения человека к природе, в настоящее время являются особенно актуальными. Именно в это связи это связи Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года 2017 год был выбран годом экологии, нацеливающий на то, чтобы привлечь внимание общества к вопросам экологии, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Таким образом, создавая основу для воспитания экологической культуры уже в дошкольном детстве, формирования у ребёнка представлений о взаимосвязях в природе, мы тем самым участвуем в решении приоритетных задач современности.
При формировании основ экологических понятий необходимо учитывать особенности развития мышления детей дошкольного возраста. Как показывает практика, в связи с тем, что оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, преимущественно нужно использовать наглядные и практические методы. Экспериментирование в данном контексте рассматривают как метод, близкий к идеальному. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и многие другие. «Учить надо так, - писал Я. А. Каменский, - чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах»[3].
Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт». Как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если он основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых [4]. Экспериментальную деятельность можно рассматривать как в определённой степени самостоятельную активную практическую мыслительную деятельность, основанную на интересе ребёнка, а значит, она является личностно-ориентированной, что представляется важным в свете ФГОС ДО. Положительный потенциал применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
детское экспериментирование важно и для формирования способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности [4].
Все данные преимущества метода эксперимен-тирования представляются весомыми обстоятельствами для его активного и грамотного применения и, что следует отметить, отвечают требованиям ФГОС ДО. Детская экспериментальная деятельность отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью» [3].
Методическое пособие «Увлекательная экология» содержит вариант организации познавательной активности детей среднего дошкольного возраста с использованием метода экспериментирования. Планирование организации экспериментальной деятельности составлено по тематическим блокам, что способствует более успешному усвоению материала детьми. Также в разработку включены рисунки и схемы, которые могут быть использованы как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, с целью стимулирования их познавательной активности, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Предлагаемые формы педагогической работы нацелены на обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (вместе, как партнёров, которое позволяет реализовать познавательную потребность ребёнка, формировать у него экологические представления, и носят вариативный характер.