Елена Ярмиева
Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Страна чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт
занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников.
Тема: «Страна чудес»
Цель: Развитие познавательных интересов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
• Развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
• Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в коллективной познавательной, творческой деятельности.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Страна чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
• Формировать собственную созидательную активность ребенка.
• Активизировать готовность к общению со взрослыми и сверстниками.
Планируемые результаты:
- активный в общении, продуктивной деятельности;
-имеет навыки совместной деятельности со взрослым;
-умеет самостоятельно делать вывод;
-умеет концентрировать внимание на учебной деятельности.
Способ организации: познавательно - исследовательский, подгрупповой.
Форма организации: ООД.
Возрастная группа : дошкольники 5 - 6 лет
Материалы и оборудование: экран, ноутбук, емкости и сосуды разной формы и размера, кисточки, ложки, соль, пластиковые тарелки, 2 сырых яйца, белая тарелка, гуашь, ватные палочки, лимон, листы белой бумаги А5-10шт, йод, 4 конверта с заданиями, медали, сундучок.
Технологическая карта
Этапы
(последовательность)
деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей Планируемый результат
Подготовительный этап:
Приветствие, знакомство.
Эмоциональный настрой на совместную деятельность. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Леонидовна, а как зовут вас, я прочитала на бейджиках.
«Минутка доброты».
Настал новый день. Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне, а сейчас друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Сильно потрите ладони рук, почувствуйте тепло. Возьмитесь за ручки и поделитесь теплом, добром и радостью друг с другом. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Вы хотите побывать в лаборатории?
- А вы знаете, что такое лаборатория?
- Как вы думайте, кто там работает?
Обобщение воспитателя: да лаборатория – это такое помещение, где проводят опыты, эксперименты. В лаборатории работают лаборанты.
Давайте мы с вами отправимся в лабораторию к профессору Чудакову на поезде.
Указания воспитателя: встали друг за другом, руки положили на плечи, впереди стоящему. Где находится лаборатория, знаю только я, вы разрешаете мне быть машинистом нашего поезда? (Звучит музыка)
- Вот мы с вами и в настоящей лаборатории. Давайте оденемся в специальную одежду, чтобы стать настоящими лаборантами (одеваются).
- В лаборатории мы должны соблюдать правила. Можно смотреть, слушать, думать, осторожно трогать. Нельзя разговаривать, ничего нельзя пробовать».
- Если мы будем действовать сообща, дружно, то у нас все получится. Садимся
В лаборатории встречает профессор Чудаков
Профессор Чудаков: «Здравствуйте, мои юные лаборанты! Я рад видеть вас у себя в гостях. Я приготовил для вас интересные задания. Надеюсь, что выполнив, их вы узнаете много интересного»
Актуализация проблемной ситуации.
Мотивация детей к исследовательской деятельности.
Дети стоят в кругу.
Дети переодеваются.
Знакомство с педагогом.
Этап экспериментальной деятельности. Открываем первый конверт. (Предлагаете сесть)
Воспитатель зачитывает задание:
«Профессор спрашивает: «Умеет ли яйцо плавать?»
- А давай те посмотрим, сможет ли яйцо плавать. У меня есть две банки, чистая пресная вода, поваренная соль и два одинаковых яйца.
Давайте одну банку оставим с чистой водой, а в другую банку добавим поваренную соль. (6-7 столовых ложок). А кто мне поможет? А это будет …
-Посчитай сколько ложек соли положил?
- Если мы с вами положили 7 ложек соли, то какая вода у нас получилась?
- Давайте вместе скажем соленная.
- Итак, в одной банке пресная вода, в другой соленая. А сейчас мы с вами отпустим яйца в банки. (вызываю по одному ребенку)
- Что у нас получилось?
- Почему в одной банке яйцо плавает, а в другой нет?
Вывод: да в соленой воде яйцо плавает, а в пресной нет, потому что плотность соленой воды больше, чем плотность яйца.
- Ребята, а знаете ли вы, что в море вода тоже соленая, и если человек ложится на поверхность воды, то она его держит.
Профессор Чудаков: «Молодцы! Вы справились, с первым заданием»
У нас получилась соленая вода.
Одно яйцо утонуло, а другое плавает.
В соленой воде яйцо плавает, а в пресной нет.
Воспитатель открывает второй конверт.
В конверте: «Ребята вы любите рисовать? Чем вы любите рисовать? Чудаков просит нарисовать для него картинки необычными красками, которые он приготовил для вас»
- Возьмите листочки положите их перед собой, затем берем ватные палочки, обмакиваем в стаканчик с соком лимона и рисуем на листочке рисунок.
-Что вы нарисуете?
- Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем.
Физкультминутка «Мы пойдем на право».
-Присаживаемся за столы, давайте рассмотрим ваши рисунки. Но на них ничего не видно!
- Как вы думаете почему?
- Не расстраивайтесь. У вас на столах стоит жидкость, которая невидимое делает видимым. Закрасьте весь лист этим водным раствором.
(показ на мольберте)
- О, чудо! Наши картинки появились на бумаге!
- Знаете, из чего состоит волшебная жидкость?
Она состоит из воды и йода.
- Как вы думайте, почему наши картинки стали видимыми?
- Правильно, когда мы нанесли воду с йодом на рисунок из лимона, то лимонный сок побелел, а остальной лист стал фиолетовым.
Раздать карточки.
Деятельность детей по рисованию.
Выполняют движения в соответствие с тексом.
Потому что рисовали лимонным соком.
Нет.
Воспитатель открывает третье письмо.
«Профессор Чудаков спрашивает, а вы знаете что такое вулкан?»
- Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?
- Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие– это кратер, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается по кратеру вулкана.
Видео – ролик «Вулкан».
- Профессор Чудаков предлагает вам посмотреть как просыпается настоящий вулкан в лаборатории.
- А теперь приступаем к опыту : возьмем ложечку и с помощью нее насыпаем соду в банку, потом окрашиваем её, т. е. добавляем пищевой краситель и воду, всю смесь перемешиваем и выливаем в кратер вулкана.
И чтобы разбудить вулкан нам понадобится лимонная кислота, кто поможет мне ее добавить?
И смотрите, что же получается! Наш вулкан просыпается и начинает извергать лаву.
- Что же произошло в вулкане? Почему же он проснулся?
- Правильно, потому что при соединении соды, воды и лимонной кислоты появляется пена.
Открываем четвертый конверт. Профессор Чудаков предлагает нам, поработать с карточками.
Первый вопрос и ответ ищем под цифрой 1
(по аналогии)
Профессор Чудаков: Молодцы, со всеми заданиями справились. Раздаю карточки, читаю вопросы.
Рефлексия -Ребята, вам понравилось в лаборатории?
Выберете себе тот смайлик, который соответствует вашему успеху: если считаете, что вам было легко и интересно, возьмите желтый, если трудно – синий.
- Почему взяли этот смайлик?
- Что больше всего понравилось?
(Что было трудно)
Нам пора возвращаться в детский сад.
(музыка)
Я очень рада, что познакомилась с вами и мы вместе совершили путешествие в лабораторию к профессору Чудакову.
Спасибо, Вам!