Балаклейская Надежда
Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
У детей младшего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствуют формированию экологического мировоззрения. В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях:
*специально организованное обучение
* совместная деятельность педагога с детьми
Публикация «Консультация „Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
* самостоятельная деятельность детей.
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми, ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования
Организация мини-лабораторий в детском саду.
В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.) песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
Материалы для организации экспериментирования
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
Содержание исследовательской деятельности детей
Работа с детьми направлена на создание условий, для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
- Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)
- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
- Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования -экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
План работы по опытно-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста
Тема: «Вода вокруг нас»
"Узнаем, какая вода?"
Цель:Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.
"Изготовление цветных льдинок"
Цель:Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде и в ней растворяются краски
"Ходят капельки по кругу"
Цель:Дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.
Тема:«Воздух вокруг нас»
"Где спрятался воздух?"
Цель:Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет форму.
"Игры по обнаружению воздуха".
Цель:Обнаружение воздуха в пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. .
"Воздух поет и свистит"
Цель:Знакомство со свойствами воздуха и ветра. Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха
"Пузырьк. Вертушка для ветра"
Цель:Продолжаем знакомить детей со свойствами воды и воздуха.
Тема:«Физические явления»
"Угадай чей голосок?"
Цель:Научить определить происхождение звука и различать музыкальные и шумовые инструменты.
«Поиграем с солнышком».
Цель:Познакомить детей с температурой, научить определять температурные качества веществ и предметов
"Материал".
Цель:Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево, бумага, ткань) и их свойствами
«Тяжелый-легкий». «Плывет- тонет».
Цель:П]Тема: "Элоказать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов.
Тема: Электричество".
"Свет".
Цель:Узнать из каких цветов состоит солнечный луч.
«Как увидеть молнию?»«Почему горит лампочка?»
Тема:«Камни, песок, глина и почва вокруг нас»
"Песок, глина".
Цель:Продемонстрировать свойства глины и песка: сыпучесть, рыхлость. Изменения их свойств при взаимодействие с водой
"Бьется- не бьется?"
Цель:Свойства предметов (стекла, дерева, камня
«Веточка березы»
Цель:Наблюдать за появлением листочков на веточке поставленной в воду.
Посадка семян зерновых, лука.
Цель:Уточнить представление детей о посадке лука, зерновых культур, необходимости света и воды для роста и развития растения