Полянская Наталья Владимировна
Консультации для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Публикация «Консультации для воспитателей „Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам.
Непосредственное участие взрослых в работе не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность ребенка угасает.
В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.
Для реализации опытно-экспериментального направления в экологическом воспитании в нашей группе были созданы условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей. В экологическом уголке мы поставили отдельную тумбу и создали небольшую лабораторию, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов. Не только дети, но и родители настолько увлеклись созданием лаборатории, что стараются постоянно пополнять её необходимыми материалами.
Форма проводимых опытов развивается, усложняется и совершенствуется, наполняются новым, более сложным содержанием. Поэтому педагог должен работать как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными.
Первые эксперименты проводились с водой и воздухом: дети знакомились со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится; вода имеет температуру – бывает теплой, горячей, холодной; прозрачной, не имеет вкуса и т. д., что воздух невидим, прозрачен; имеет вес и т. д.).
Все опыты проводятся в виде игр от какого – ни будь персонажа. Для ребят младших групп еще сложно самим ставить цель опыта и алгоритм его проведения. Поэтому на первом этапе игровой персонаж моделировал проблемные ситуации, которые дети решали в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем дети обучаются самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы.
При фиксации наблюдений чаще всего применяются готовые формы, но в конце года постепенно применяются схематические рисунки.
Иногда мы применяем метод фиксации опытов и их результатов. Каждое пошаговое действие опыта и его результат фотографируется. Готовые фотографии размещаются в файлах и помещаются в папку по разделам. Ребенок в любой момент может открыть папку и просмотреть любой из проведенных опытов, вспомнить алгоритм проведения и полученный результат. По нашему мнению для ребят это наиболее простой способ запоминания. На основе фотографий мы создаем презентации по опытам. Для итогового занятия, например, по свойствам воды, создали на компьютере презентацию, где каждый слайд отображал одно из свойств воды, и ребенок по картинке или фотографии легко рассказывал нам о любом из свойств.
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как : наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений. Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента, т. к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности. Связь экспериментирования с формированием математических представлений проявляется в том, что возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через наглядную агитацию родители убеждаются в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, понимают, насколько правы те кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.
Совместная работа с родителями дала положительные результаты: родители стали по другому относиться к детям - спокойнее, терпимее, стараются отвечать на любые детские вопросы, поощряют попытки самостоятельной деятельности детей. Если родители что-то не знают, за помощью обращаются к нам - воспитателям.
Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире и отношении к нему, ребенок постепенно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет ему сделать выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуациях.