Вера Козлова
Педагогический проект «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство общего и профессионального
Образования Свердловской области
Управление образования Невьянского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 36 «Радуга»
Педагогический проект
«Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Разработчик: Козлова Вера Викторовна,
воспитатель, высшая кв. категория
Невьянск 2015г
Содержание
Введение
3
I. Теоретическая часть
1.1. Теоретическое обоснование экспериментальной деятельности
Публикация «Педагогический проект „Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
1.2. Условия организации экспериментирования
1.3. Методические рекомендации
1.4. Планируемые результаты
6
9
9
10
II. Проектная часть
Этапы проведения проекта :
2.1. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
2.2. Практический.
План работы в детской лаборатории с детьми
Старшего дошкольного возраста.
Работа с родителями.
2.3. Обобщающий. Ожидаемые результаты.
12
12
13
14
III. Заключение
14
Литература
15
Введение
Жизнь выдвигает перед образованием, кроме традиционных вопросов, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.
Одна из задач дошкольного учреждения выпустить успешного воспитанника, ведь успешный воспитанник в будущем станет успешным учеником.
Одним из составляющих компонентов успешности в обучении дошкольника выступает познавательная активность, которая формируется в результате введения в занятия элементов поисковой, предметно-практической деятельности, решения проблемных ситуаций. Заинтересованность детей в прочном усвоении знаний обеспечивает активную работу мысли, эмоционально – положительный настрой. Умение планировать свою работу, выстраивать алгоритм высказывания, объективно оценивать деятельность свою и своих товарищей – необходимые предпосылки успешного обучения в школе.
Анализируя требования современного общества к дошкольному образованию в своей педагогической практике, я выявила следующие противоречия:
– Между потребностью современного общества в личности, способной ориентироваться в потоке информации, готовой к самостоятельному поиску и добыванию информации, и недостаточным уровнем моей профессионально-технологической компетентности в вопросах создания условий для формирования навыков экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
– Между важностью формирования у детей познавательной активности и недостаточностью педагогических условий.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему: развитие психолого – педагогических условий обеспечивающих формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте активизацию познавательной деятельности обеспечивает технология экспериментирования, а в первые три года экспериментирование является практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Гипотеза: экспериментирование является эффективным средством активизации познавательной деятельности, развития познавательных интересов детей.
Объект: экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет: психолого – педагогические условия для реализации технологии экспериментальной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Типология проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации: долгосрочный – 1 год.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет, родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта : Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи проекта :
1. Сформировать познавательную активность и познавательную мотивацию детей.
2. Обеспечить развитие у детей навыков экспериментальной деятельности.
2. Расширить и уточнить представления детей о свойствах предметов, закономерностях и взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира.
3. Способствовать развитию умения использовать приборы-помощники при проведении экспериментов.
4. Обобщить и представить опыт по формированию экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста педагогическому сообществу.
Методы и технологии реализации проекта :
метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В, 2010 г.
2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т. П., Чистякова А. Е., 2010 г.
3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е. А., Сучкова И. М., 2011 г.
4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1997 г.
5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1998 г.
Материально-техническое обеспечение:
- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
- оформление “детской лаборатории в группе.
I. Теоретическая часть
1.1. Теоретическое обоснование экспериментальной деятельности
Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета, поэтому многие традиционные игры и занятия детей уходят на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Детям дошкольного возраста все интересно. Неутомима жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки.
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».
Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления системно-деятельностного подхода к детскому экспериментированию, актуальной становится проблема разработки системы методической работы по осуществлению системно-деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования.
Актуальность темы. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 в детских садах утвержден и введен в действие ФГОС ДО. На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Необходимо создать условия для формирования личности ребенка любознательной, активной, физически развитой, эмоционально отзывчивой, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.
В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, задач, то ребенок вырастет интеллектуально активным.
Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Современные исследователи: Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др., рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Для решения выявленных проблем я составила программу дополнительного образования по детскому экспериментированию «Мы познаем мир».
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
1.2. Условия организации экспериментирования.
Основными условиями организации детского экспериментирования являются :
• компетентность самих взрослых;
• оборудование развивающей предметно-пространственной среды (мини-лаборатория, книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.);
• субъект-субъектность взаимоотношений между взрослыми и детьми;
• систематичность занятий по экспериментированию;
• взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);
• взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
• использование эффективных и достоверных методов диагностики.
1.3. Методические рекомендации.
Методические рекомендации:
Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят исследовательский характер.
Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.
Основные принципы, заложенные в основу работы:
• научности (дети узнают о свойствах веществ и др.);
• динамичности (от простого к сложному);
• интегративности (синтез искусств);
• сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
• системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
• преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).
• возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
• наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
• здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)
Методы и приёмы, используемые при реализации программы.
Приёмы организации детей в процессе обучения :
• работа небольшими группами;
• создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности детей :
• включение игровых упражнений;
• активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
• выполнение нетрадиционных заданий;
• решение проблемных ситуаций;
• моделирование и анализ заданных ситуаций
Приё мы обучения:
• показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
• инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
• пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
• вопросы к детям.
1.4. Планируемые результаты проекта.
Для педагога.
Педагог накопит, систематизирует и представит опыт по формированию экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста педагогическому сообществу.
Для родителей.
У родителей сформируется интерес и умения экспериментальной деятельности совместно с детьми.
Для детей.
У детей будет сформирован устойчивый интерес к экспериментальной деятельности, повысится познавательная активность, обогатятся представления о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязи, сформируются навыки экспериментирования.
II. Проектная часть
Этапы проекта. Содержание деятельности Сроки Прогнозируемый результат
2.1. Подготовительный этап (мотивационный, информационно-накопительный).
Цель. Подготовка к реализации проекта.
1. Подготовка к работе педагога.
Анализ и отбор методической литературы.
Анализ и подготовка развивающей предметно-пространственной среды.
Разработка программы дополнительного образования по детскому экспериментированию «Мы познаем мир»
2. Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, размещение его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта :
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
- Подбор материалов в помощь оформления лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
- Экскурсия в “детскую лабораторию”.
Июнь
- август Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.
Оборудование детской мини-лаборатории в группе
Перспективный тематический план работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
Программа дополнительного образования по детскому экспериментированию «Мы познаем мир»
Компетентность, заинтересованность родителей
План работы с родителями
Сформированное у детей представление для чего нужны опыты и эксперименты; кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
2.2. Практический этап.
Цель. Реализация проекта.
1. Реализация программы дополнительного образования по детскому экспериментированию «Мы познаем мир» с использованием метода проектной деятельности.
2. Включение родителей в образовательную деятельность по реализации программы «Мы познаем мир»
3. Осуществление мониторинга сформированности навыков экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Опрос родителей о качестве реализации программы «Мы познаем мир»
Для детей :
-У детей сформируется познавательная активность, интерес к экспериментированию.
- У детей сформируются представления о свойствах предметов, взаимосвязи природы и человека.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
Результаты мониторинга.
Результаты опроса родителей.
Для педагога :
- Внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию;
- Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методом проектной деятельности в работе с детьми.
2.3. Обобщающий этап.
Презентация продуктов деятельности.
Анализ итогов реализации проекта.
Представление опыта по формированию навыков экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста педагогическому сообществу.
Для детей.
- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей : познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива, навыки экспериментальной деятельности.
Для педагога.
Обобщение педагогического опыта
Оценка результатов реализации проекта.
По окончании реализации проекта будет проведена оценка его эффективности по следующим показателям:
-полнота реализации всех мероприятий проекта;
-эффективность реализации проекта;
-значимость проекта для педагогического сообщества.
Критерии оценки:
-проект реализован полностью (частично, не реализован);
-полученные результаты соответствуют планируемым полностью (частично, не соответствуют);
-материалы проекта активно используются педагогическим сообществом (востребованы, не востребованы).
III. Заключение
Реализация данного проекта позволит накопить и обобщить опыт по формированию экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, оценить эффективность технологии экспериментирования, активизировать мыслительную деятельность детей, повысить собственную компетентность по применению данной технологии, включить родителей в экспериментальную деятельность, поделиться опытом с коллегами
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 2012г
2. «Концепция дошкольного образования»
3. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г.
4. Пастухова И. О. «Создание единого пространства развития ребенка», М., 2007г.
5. СанПиН 2.4.1.2660-10
6. Нищеева Н. В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации», СПб., 2006г.
7. Бочкарева О. И. «Взаимодействие ДОУ и семьи», В. ,2008г.
8. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников», 1990г.
9. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект». — Волгоград: Перемена, 1995г.
10. Рыжова П. «Игры с водой и песком» Обруч, 1997г. — № 2
11. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной» Обруч, 1998г. — № 2
12. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста» Дошкольная педагогика, 2001г. - № 1
13. Фасий. И. М. «Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования» Методические советы к программе «Детство». — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
14. Материалы интернет сайтов.