Людмила Егорова
Опытно-экспериментальная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Егорова Людмила Геннадьевна
Воспитатель
ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск
структурное подразделение детский сад «Сказка»
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Огромное значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности является - детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Результатом моей работы, является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
В группе созданы условия для организации опытно-экспериментальной деятельности.
Оборудован и оснащен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей ( подбор детской художественной литературы: стихи, сказки, энциклопедии, иллюстрации, картинки, календарь природы, огород на подоконнике).
В центре имеется мини-лаборатория (лупа, наборы баночек с крупами, камешками, песком, почвой, набор ухода за растениями, глобус, модель солнечной системы, природные материалы).
С учетом требований ФГОС развивающая среда в нашей группе, обеспечивает разнообразие деятельности ребенка, разные виды его активности.
В своей работе использую такие формы работы: познавательно-исследовательская деятельность (наблюдение в природе, оформление результатов наблюдений, моделирование, экспериментирование).
Практическая деятельность (труд в природе, проектная деятельность, коммуникативная деятельность (общение с миром природы, свободное общение в повседневной жизни, художественно-эстетическая деятельность (рисунки, поделки из природного и бросового материала, плакаты, лепка).
В данном направлении использую современные технологии, которые помогают ребенку реализовать свой потенциал. Здоровьесберегающие технологии (подвижные и спортивные игры, игровые технологии (игры дидактические, развивающие, настольные, театрализованные, технологии проектной деятельности проекты : «Огород на подоконнике», «Вода-водица», «Путешествие капельки». Личностно-ориентированная технология (концерты, развлечения, досуги, выставки поделок, рисунков)
В нашей группе дети любят рассматривать, наблюдать и ухаживать за комнатными растениями, познавая не только новые названия, но и какие условия необходимы для роста и цветения того или иного растения. Мы проводили с детьми эксперименты по темам: «Свет и темнота», «Тепло и холод», «Что растет из семени?», «Эксперименты с водой». Практические мероприятия: посадка лука, бархатцев, овса. Зимой мы вместе с детьми заботились о пернатых друзьях, вешали кормушки и всю зиму подкармливали и наблюдали за постоянными гостями.
С большим удовольствием на протяжении всех сезонов дети наблюдают за растительным миром. Весной совместно с воспитателем сажают семена цветов, летом поливают и пропалывают. Очень интересно и запоминающее прошло развлечение «Аттракционы с водой». Где первой частью было – экспериментирование, а вторая - игры и аттракционы («Рыбаки», «Кто быстрее?», «Флотилия», «Самый ловкий», «Фонтанчики»). Познавательным и интересным был поход «Экологическая тропа». Дети знакомились с природой родного края, с растительным миром, с водоемами.
Детям средней группы была показана экологическая сказка (на новый лад, «Гуси-лебеди». Опытно-экспериментальная деятельность детей прослеживается и в свободной деятельности, с большим удовольствием дети изготавливают поделки из природного материала, совместно с родителями участвуют в выставках «Дары осени»,
«Игрушки-самоделки», «Руки и ручонки».
Нетрадиционные формы работы с детьми и родителями (туристические походы, совместные экскурсии, семейные газеты и плакаты, сайты детского сада и группы, фотовыставки, конкурсы и выставки) использование данных форм работы, помогает каждому ребенку с детства приобщаться к природе родного края; поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания живое прекрасно, сопереживать живым существам, мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы.
Работа по данному виду деятельности проходит совместно с родителями.
Необычная выставка макетов, выполненная руками детей и родителей по теме «Уголки нашей необъятной Родины». В дальнейшем эти макеты использовались на занятиях и в свободной деятельности детей.
Мы используем такую форму работы, как совместные туристические походы. Где дети и родители это единое целое, активные, азартные, целеустремленные. Совместно с родителями был разработан сценарий мероприятия. На протяжении всего похода детей встречали сказочные персонажи с загадками, играми. Необычным было посвящение детей в «Юных защитников природы». Вместе с родителями дети собирали гербарий растений. В дальнейшем его использовали в НОД, в свободной деятельности, в проектной деятельности. Познавательными оказались и семейные проекты «Дерево нашего леса», «Птицы наших лесов», где принимала участие в подготовке вся семья, а выступление перед детьми проводил ребенок.
Совместно с родителями организованы мероприятия в историко-краеведческом музее, где дети и родители расширяют и обогащают свои знания о природе родного края, о животном и растительном мире. Такие досуги дают возможность интересно и с пользой провести время рядом со своим ребенком.
Так же в этом направлении велась совместная работа с социумом. Вместе с детьми посещали Детскую районную библиотеку, где проводились мероприятия «Люблю места свои родные». Наша группа является постоянными посетителями музея, где дети знакомятся с животными, птицами, насекомыми родного края. Посещаем выставки местных художников, воспевающих красоту наших мест. Дети нашей группы принимали активное участие в открытии экологической недели (районное мероприятие). Провели акцию «Сделаем наше село краше». Где дети вручали прохожим памятки. С детьми и родителями нашей группы мы участвуем в конкурсах творческого мастерства рисунков, поделок.
- Районный конкурс «Чистый взгляд на родную природу», в номинации «Экологический объектив», Диплом 1- место, 2013 г.
- Районный конкурс детских творческих работ на экологическую тематику «Чистый взгляд на родную природу» в номинации «Вторая жизнь отходам», Диплом 3- место, 2014 г.
- Всероссийский конкурс «Методическая разработка», название работы «Учим детей любить природу», Диплом 3 место, 2014 г
Всероссийский фотоконкурс «Сказка на подоконнике», Диплом участника 2016 г.
- Региональный конкурс детских творческих работ Дипломы участников, 2017 г.
- Всероссийский экологический конкурс «Надежды России», название работы «Ель» Диплом 1-место; название работы «Скворечник» Диплом 1- место 2017 г
- Всероссийский творческий конкурс, номинация «Рисунок», название работы «Пейзаж» Диплом 2 место, 2017 г
- Всероссийский Экологический конкурс «Огород на подоконнике», Диплом 1 место, 2017 г.