Папки-передвижки

Конспект опытно-исследовательской деятельности «Вода — помощник человека»

Татьяна Тарасова
Конспект опытно-исследовательской деятельности «Вода — помощник человека»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

Обобщать и уточнять ранее полученные знания детей о свойствах воды;

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воды;

Развивать навыки проведения опытов;

Поощрять речевую активность детей в процессе исследовательской деятельности, расширять и активизировать словарь детей, развивать свободное общение со взрослым и детьми.

Поощрять выдвижение детьми собственных гипотез;

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Воспитывать аккуратность при проведение опыта;

Публикация «Конспект опытно-исследовательской деятельности „Вода — помощник человека“» размещена в разделах

Закреплять умение соблюдать правила безопасности при проведений опытно- исследовательской деятельности.

Формировать положительное отношение к исследовательской деятельности;

Активизировать мышление детей, закрепить знания об окружающем мире.

Гипотезы:

Вода постоянно нас окружает

• Тонут предметы, состоящие из веществ, которые тяжелее воды

• Не тонут предметы, состоящие из веществ, которые легче воды

Свойство воды как вещества и как жидкости:

Выталкивающая сила воды

Текучесть

Способность растворять

Не сжимаемость

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

В морях и реках обитает

Но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Ребята, а какие свойства воды вы знаете? (ответ детей). Для чего человеку нужна вода? (ответ детей) Ребята, а каким помощникам является вода? (ответ детей) Сейчас мы узнаем, как вода помогает человеку.

Выталкивающая сила воды

Воспитатель: По воде ходят корабли и пароходы, которые перевозят людей и различные грузы. Ребята, а вы задумывались о том, почему корабли и пароходы не тонут на воде? (Ответ детей).

А как это происходит, мы с вами убедимся на опытах.

Воспитатель: Ребята, а как это получается, почему некоторые предметы тонут, а некоторые нет? (Ответы детей). На предметы действует выталкивающая сила воды. Предметы, которые тяжелее воды они тону, а предметы, которые легче воды они не тонут. И также корабли и пароходы плывущие по воде не тонут.

Опыт №1 «Влияет ли материал, из которого сделан корабль, на его плавучесть?

Поочередно погружаем в воду предметы, сделанные из металла, дерева, стекла и пластмассы. Как видно, предметы из стекла и металла утонули, а из дерева и пластмассы – нет.

Вывод: Современные корабли сделаны из металла. Значит «плавучесть» корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен.

Воспитатель: Давайте обратимся за помощью ко второму опыту.

Опыт № 2 Влияние формы на плавучесть корабля

Берем пластилин, погружаем его в воду и видим, что он утонул.

Придаем пластилину форму корабля, погружаем его в воду и видим, что он не утонул, а поплыл

Вывод: Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что еще может помочь кораблям оставаться на воде. (Ответ детей)

Опыт № 3. Влияние воздуха на плавучесть корабля.

Берем два воздушных шарика, один из которых надуваем, и погружаем в воду, а другой просто погружаем в воду. Посмотрим что же получилось. Вода, попав внутрь не надутого шарика, и шарик начал постепенно погружаться в воду. Надутый шарик не тонет, даже если надавить на него сверху рукой.

Вывод: Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву

Таким образом, в нашем опыте на шарик снизу, из таза, действует так называемая сила воздуха, которая выталкивала шарик на поверхность.

И поэтому корабль внутри имеет множество пустых, наполненных воздухом помещений. Именно поэтому воздух держит корабль на поверхности воды и не даёт затонуть. И корабль, даже с очень большим на борту грузом будет плыть. Вот обратите внимание на плот, который у меня есть.

Воспитатель Ребята не только воздух способен держать предметы на плаву, но и некоторые вещества, тоже могут удерживать предметы на воде.

Опыт № 4 Соль удерживает предметы на поверхности воды

Ребята перед вами на столе стоят 2 стакан водой и лежат 2 яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в 1 банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. А теперь опустите яйцо во вторую банку, что с ним произошло? (яйцо не тонет). Это потому, же второе яйцо не утонула. (Ответ детей). Правильно ребята, потому что наша вода оказалась солёной, солёная вода тоже помогает удерживать предметы, поэтому плавать в морях и океанах легче, чем в реках и озёрах.

ВЫВОД: Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Воспитатель: Вот каким важным веществом у нас является вода. Ребята вы узнали что, по воде можно путешествовать на кораблях, яхтах, пароходах. Но я вам хочу сказать, что вода сама может выталкивать и приводить в движение некоторые предметы.

Воспитатель: А как это происходит я вам постараюсь показать на опыте

Опыт№5 Водяная мельница, вода может приводить в движение другие предметы.

Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой,

Ребята может ли вода заставить работать другие предметы? (ответ детей). Посмотрите у меня есть водяная мельница. Как заставить мельницу работать? (Ответ детей). Дети берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр попасти. Что видим? Почему мельница движется? Что ее приходит в движение? (Ответ детей).

Вывод: Вода приводит в движение мельницу. Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.

Не сжимаемость

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно воду сжать в руке? (Ответ детей). Давайте мы с вами убедимся на следующем опыте.

Опыт №6 Вода не сжимаема

Возьмите в руки пластилин скажите его можно сжать (ответ детей, а как вы думаете воду можно сжать также как пластилин (ответ детей). Правильно ребята вода не сжимаема ее невозможно сжать. Сейчас на опыте мы с вами и убедимся.

Ребята перед вами лежат медицинские шприцы, которые мы будем заполнять водой и пластилином. Обратите внимание на шприц, в который мы поместили пластилин. Что произошло с ним. (Ответ детей). Правильно пластилин у, нас сжался и приобрел определённую форму. А что произошло с водой? (ответ детей). Вывод: Вода не сжимаема, а под действием силы воздуха выплёскивается наружу.

Воспитатель: Ребята если немного преградить путь выхода воды из шприца, что же может произойти, давайте подумаем и скажем, где мы еще встречали такое, что вода под напором воздуха выплёскивается наружу. (Ответ детей)

Воспитатель: Правильно ребята это фонтан. Принцип работы фонтана такой же, как наш опыт со шприцами.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какая вода в фонтане? (ответ детей). А можно ли эту воду пить? (ответ детей) А почему?

Правильно ребята у воды есть такое свойство растворять в себе разные вещества. Ребята, а давайте подумаем, все ли вещества могут раствориться воде полностью. (ответ детей)

На примере опыта мы с вами сейчас его и рассмотрим. Почему у нас из под крана течет чистая вода, без содержании в себе различных веществ. Что же происходит с водой? (ответ детей). Правильно ребята воду фильтруют. Существуют разные виды фильтраций воды.

Сейчас мы с вами попробуем несколькими способами, отфильтровать воду, и посмотрим какой способ более эффективный. Но для начала мы с вами убедимся, что вода является растворителем.

Опыт №7 Вода растворитель

Обратите внимание, на столе у нас стоит баночки с солью, сахаром и глиной. Сейчас мы будим растворять данные вещества в воде. А затем с помощью фильтра мы будим фильтровать нашу воду. Ребята, а как вы думаете, чем можно фильтровать воду? (Ответ детей). Правильно ребята воду можно фильтровать не только с помощью ваты и марлей, но и с помощью песка, салфеток и даже обычной газеты.

Опыт №8 фильтрация с помощью газеты.

Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать механические примеси. Для этого потребуется воронка (стеклянная или пластмассовая) и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)

Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду и … Что мы видим? Вода стала чище

Опыт№9 фильтрация с помощью ваты и марли

Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Белой. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. С помощью фильтра ваты и марли. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.

— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище.

Опыт №10 фильтрация песком

Ребята если взять кусок марли, вложить его в воронку и наполнить ее на четверть хорошо промытым речным песком, а потом налить на песок мутной воды, то из воронки в стакан будет стекать прозрачная вода, а вся муть останется в песке.

Такая очистка воды от мути называется фильтрованием воды.

Ребята у тебя возник вопрос: а не марля ли задержала муть? Давайте мы с вами это проверим сделаем фильтр из одной марли без песка. Что мы видим, что через неё мутная вода свободно проходит.

Значит, в предыдущем опыте не марля, а песок служил фильтром.

Но, как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. Перепробовали разные способы. И мы ее очистили только механически. Пить эту воду еще нельзя.

Воспитатель: А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится, затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой питьевой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Вывод: грязную воду можно фильтровать и она станет чистой различными фильтрами и различными механическими способами.

Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня очень многое узнали о воде, о ее свойствах, но самое главное мы узнали, что вода является главным помощником человека. Люди изучили свойства воды, привыкли использовать их в повседневной жизни и изобрели различные машины, использующие эти свойства

Ребята, как вода помогает вам?

• соблюдение личной гигиены,

• перевозка по водному пути,

• приведение в движение предметов,

• а самое главное чистая вода, облегчает жизнь всему живому на земле.

Я для вас приготовила картинку, которая показывает, как вода помогает человеку. Вы должны выбрать для себя значимое и провести стрелочку от этого предмета к человеку.

Публикации по теме:

Конспект игры-занятия по опытно-исследовательской деятельности «Откуда? Что? Почему?» в старшей группе Иигра-занятие в старшей группе на тему Откуда? Что? Почему? «Откуда взялись острова?» по опытно - исследовательской деятельности. Подготовила.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Какая бывает вода» Познавательно-исследовательская деятельность. Какая бывает вода. Задачи: – образовательные – расширить знания о воде, дать знания о свойствах.

Конспект исследовательской деятельности «Разноцветная вода» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» Открытый просмотр Исследовательской деятельности.

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности «Раз, два, три двери в тайну отвори» в средней группе Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования. Совершенствовать знания детей.

Конспект опытно-исследовательской деятельности «Лимон и его свойства» с детьми подготовительной к школе группыКонспект опытно-исследовательской деятельности «Лимон и его свойства» с детьми подготовительной к школе группы Задачи: - формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем; - обогатить знания детей о лимоне; - поддерживать.

Конспект опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительный песок и его свойства»Конспект опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительный песок и его свойства» Цель: развивать экологическое образование детей через опытно-экспериментальную деятельность. Програмное содержание: 1. Закреплять и продолжать.

Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности «Как поет вода?» Тема: «Как поет вода?» Цель: Создание условий для продолжения знакомства детей со свойствами воды через исследовательскую деятельность.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Где вода — там жизнь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» муниципального образования город Десногорск Смоленской.

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности детей во второй младшей группе «Эх, вода, вода, вода!»Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности детей во второй младшей группе «Эх, вода, вода, вода!» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 3–4 лет «Вода, водичка…» Культурная практика Познавательно – исследовательская деятельность. Форма представленности цели /тип исследования Закреплять знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-исследовательской деятельности «Вода — помощник человека»
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 11:44
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект опытно-исследовательской деятельности «Вода — помощник человека»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тарасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД