Татьяна Тарасова
Конспект опытно-исследовательской деятельности «Вода — помощник человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обобщать и уточнять ранее полученные знания детей о свойствах воды;
Познакомить со свойствами и способами обнаружения воды;
Развивать навыки проведения опытов;
Поощрять речевую активность детей в процессе исследовательской деятельности, расширять и активизировать словарь детей, развивать свободное общение со взрослым и детьми.
Поощрять выдвижение детьми собственных гипотез;
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Воспитывать аккуратность при проведение опыта;
Публикация «Конспект опытно-исследовательской деятельности „Вода — помощник человека“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Закреплять умение соблюдать правила безопасности при проведений опытно- исследовательской деятельности.
Формировать положительное отношение к исследовательской деятельности;
Активизировать мышление детей, закрепить знания об окружающем мире.
Гипотезы:
• Вода постоянно нас окружает
• Тонут предметы, состоящие из веществ, которые тяжелее воды
• Не тонут предметы, состоящие из веществ, которые легче воды
Свойство воды как вещества и как жидкости:
Выталкивающая сила воды
Текучесть
Способность растворять
Не сжимаемость
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
В морях и реках обитает
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Ребята, а какие свойства воды вы знаете? (ответ детей). Для чего человеку нужна вода? (ответ детей) Ребята, а каким помощникам является вода? (ответ детей) Сейчас мы узнаем, как вода помогает человеку.
Выталкивающая сила воды
Воспитатель: По воде ходят корабли и пароходы, которые перевозят людей и различные грузы. Ребята, а вы задумывались о том, почему корабли и пароходы не тонут на воде? (Ответ детей).
А как это происходит, мы с вами убедимся на опытах.
Воспитатель: Ребята, а как это получается, почему некоторые предметы тонут, а некоторые нет? (Ответы детей). На предметы действует выталкивающая сила воды. Предметы, которые тяжелее воды они тону, а предметы, которые легче воды они не тонут. И также корабли и пароходы плывущие по воде не тонут.
Опыт №1 «Влияет ли материал, из которого сделан корабль, на его плавучесть?
Поочередно погружаем в воду предметы, сделанные из металла, дерева, стекла и пластмассы. Как видно, предметы из стекла и металла утонули, а из дерева и пластмассы – нет.
Вывод: Современные корабли сделаны из металла. Значит «плавучесть» корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен.
Воспитатель: Давайте обратимся за помощью ко второму опыту.
Опыт № 2 Влияние формы на плавучесть корабля
Берем пластилин, погружаем его в воду и видим, что он утонул.
Придаем пластилину форму корабля, погружаем его в воду и видим, что он не утонул, а поплыл
Вывод: Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что еще может помочь кораблям оставаться на воде. (Ответ детей)
Опыт № 3. Влияние воздуха на плавучесть корабля.
Берем два воздушных шарика, один из которых надуваем, и погружаем в воду, а другой просто погружаем в воду. Посмотрим что же получилось. Вода, попав внутрь не надутого шарика, и шарик начал постепенно погружаться в воду. Надутый шарик не тонет, даже если надавить на него сверху рукой.
Вывод: Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву
Таким образом, в нашем опыте на шарик снизу, из таза, действует так называемая сила воздуха, которая выталкивала шарик на поверхность.
И поэтому корабль внутри имеет множество пустых, наполненных воздухом помещений. Именно поэтому воздух держит корабль на поверхности воды и не даёт затонуть. И корабль, даже с очень большим на борту грузом будет плыть. Вот обратите внимание на плот, который у меня есть.
Воспитатель Ребята не только воздух способен держать предметы на плаву, но и некоторые вещества, тоже могут удерживать предметы на воде.
Опыт № 4 Соль удерживает предметы на поверхности воды
Ребята перед вами на столе стоят 2 стакан водой и лежат 2 яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в 1 банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. А теперь опустите яйцо во вторую банку, что с ним произошло? (яйцо не тонет). Это потому, же второе яйцо не утонула. (Ответ детей). Правильно ребята, потому что наша вода оказалась солёной, солёная вода тоже помогает удерживать предметы, поэтому плавать в морях и океанах легче, чем в реках и озёрах.
ВЫВОД: Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Воспитатель: Вот каким важным веществом у нас является вода. Ребята вы узнали что, по воде можно путешествовать на кораблях, яхтах, пароходах. Но я вам хочу сказать, что вода сама может выталкивать и приводить в движение некоторые предметы.
Воспитатель: А как это происходит я вам постараюсь показать на опыте
Опыт№5 Водяная мельница, вода может приводить в движение другие предметы.
Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой,
Ребята может ли вода заставить работать другие предметы? (ответ детей). Посмотрите у меня есть водяная мельница. Как заставить мельницу работать? (Ответ детей). Дети берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр попасти. Что видим? Почему мельница движется? Что ее приходит в движение? (Ответ детей).
Вывод: Вода приводит в движение мельницу. Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.
Не сжимаемость
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно воду сжать в руке? (Ответ детей). Давайте мы с вами убедимся на следующем опыте.
Опыт №6 Вода не сжимаема
Возьмите в руки пластилин скажите его можно сжать (ответ детей, а как вы думаете воду можно сжать также как пластилин (ответ детей). Правильно ребята вода не сжимаема ее невозможно сжать. Сейчас на опыте мы с вами и убедимся.
Ребята перед вами лежат медицинские шприцы, которые мы будем заполнять водой и пластилином. Обратите внимание на шприц, в который мы поместили пластилин. Что произошло с ним. (Ответ детей). Правильно пластилин у, нас сжался и приобрел определённую форму. А что произошло с водой? (ответ детей). Вывод: Вода не сжимаема, а под действием силы воздуха выплёскивается наружу.
Воспитатель: Ребята если немного преградить путь выхода воды из шприца, что же может произойти, давайте подумаем и скажем, где мы еще встречали такое, что вода под напором воздуха выплёскивается наружу. (Ответ детей)
Воспитатель: Правильно ребята это фонтан. Принцип работы фонтана такой же, как наш опыт со шприцами.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какая вода в фонтане? (ответ детей). А можно ли эту воду пить? (ответ детей) А почему?
Правильно ребята у воды есть такое свойство растворять в себе разные вещества. Ребята, а давайте подумаем, все ли вещества могут раствориться воде полностью. (ответ детей)
На примере опыта мы с вами сейчас его и рассмотрим. Почему у нас из под крана течет чистая вода, без содержании в себе различных веществ. Что же происходит с водой? (ответ детей). Правильно ребята воду фильтруют. Существуют разные виды фильтраций воды.
Сейчас мы с вами попробуем несколькими способами, отфильтровать воду, и посмотрим какой способ более эффективный. Но для начала мы с вами убедимся, что вода является растворителем.
Опыт №7 Вода растворитель
Обратите внимание, на столе у нас стоит баночки с солью, сахаром и глиной. Сейчас мы будим растворять данные вещества в воде. А затем с помощью фильтра мы будим фильтровать нашу воду. Ребята, а как вы думаете, чем можно фильтровать воду? (Ответ детей). Правильно ребята воду можно фильтровать не только с помощью ваты и марлей, но и с помощью песка, салфеток и даже обычной газеты.
Опыт №8 фильтрация с помощью газеты.
Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать механические примеси. Для этого потребуется воронка (стеклянная или пластмассовая) и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)
Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду и … Что мы видим? Вода стала чище
Опыт№9 фильтрация с помощью ваты и марли
Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Белой. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. С помощью фильтра ваты и марли. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище.
Опыт №10 фильтрация песком
Ребята если взять кусок марли, вложить его в воронку и наполнить ее на четверть хорошо промытым речным песком, а потом налить на песок мутной воды, то из воронки в стакан будет стекать прозрачная вода, а вся муть останется в песке.
Такая очистка воды от мути называется фильтрованием воды.
Ребята у тебя возник вопрос: а не марля ли задержала муть? Давайте мы с вами это проверим сделаем фильтр из одной марли без песка. Что мы видим, что через неё мутная вода свободно проходит.
Значит, в предыдущем опыте не марля, а песок служил фильтром.
Но, как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. Перепробовали разные способы. И мы ее очистили только механически. Пить эту воду еще нельзя.
Воспитатель: А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится, затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой питьевой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.
Вывод: грязную воду можно фильтровать и она станет чистой различными фильтрами и различными механическими способами.
Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня очень многое узнали о воде, о ее свойствах, но самое главное мы узнали, что вода является главным помощником человека. Люди изучили свойства воды, привыкли использовать их в повседневной жизни и изобрели различные машины, использующие эти свойства
Ребята, как вода помогает вам?
• соблюдение личной гигиены,
• перевозка по водному пути,
• приведение в движение предметов,
• а самое главное чистая вода, облегчает жизнь всему живому на земле.
Я для вас приготовила картинку, которая показывает, как вода помогает человеку. Вы должны выбрать для себя значимое и провести стрелочку от этого предмета к человеку.