Бдуленко Марина
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности «Раз, два, три двери в тайну отвори» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Совершенствовать знания детей о свойствах воды, ее состояниях (жидкая, твердая, прозрачная, без запаха и цвета, может иметь разную температуру, растворитель и т. д.); сформировать представления о свойствах воздуха. Определить свойства легких и тяжелых предметов. Формирование навыков экспериментирования с водой. Формировать представления о способах приготовления пищи (технология приготовления лимонада).
Коррекционные задачи:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Пробуждать познавательный интерес к окружающему;
Совершенствовать умение ориентироваться в большом пространстве;
Развивать анализирующее наблюдение, продолжать учить детей делать обобщения;
Развивать сохранные анализаторы (слух, обоняние, вкусовые и тактильные рецепторы) ослабленного зрения.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
- Формировать познавательный интерес к процессу выявления свойств воды, воздуха; использование их в разных видах деятельности;
-Закрепить представление о том, что ветер- это движение воздуха;
- Вызывать интерес к предметам из разного материала.
- Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
-Развивать любознательность, наблюдательность;
-Развивать память, речь, зрительное и слуховое восприятие;
-Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
Речевое развитие:
-развивать связную речь;
- активизировать речь детей;
-обогащать словарь словами: флюгель, жидкость, растворитель, не имеет запаха, бесцветная, можно заморозить, окрасить, движение воздуха;
Социально-коммуникативное развитие:
- уточнить значение воды и воздуха для всего живого;
-воспитывать бережное отношение к воде;
- желание помогать ближнему;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
-воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Художественно – эстетическое развитие:
- воспитывать в детях чувство прекрасного;
- создавать из разноцветных льдинок картины на снегу;
- учить издавать звуки при помощи воды и воздуха, понимать их уникальность и красоту.
Физическое:
Развивать двигательную активность.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое»
Методологические приемы: использование икт, беседа-диалог, игровая ситуация: встреча героя; физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, вопросы, индивидуальные ответы детей, музыкальное сопровождение, подведение итогов.
Оборудование:
Вертушки для каждого ребенка, стаканы с водой, коктейльные трубочки, стаканы с кипяченой теплой водой, сахар, лимоны, чайные ложки на каждого ребенка, пищевой краситель, пипетки на каждого ребенка, формочки для льда, шкатулка с железным замком, ключи, железные предметы, кубики деревянные и пластмассовые, большой таз с водой, удочки с магнитом на конце, пластмассовые «камушки», емкости с водой, фартуки на каждого ребенка, влажные салфетки, подносы.
Предварительная работа:
Опыты с водой, воздухом, магнитом; чтение литературы; просмотр видеофильмов с опытами и экспериментами, совместная работа детей и родителей во время проведения круглого стола по теме: «Опыты –это так просто!»
Ход:
Дети входят в зал.
Педагог: Ребята, сегодня у нас гости поздоровайтесь с ними.
(слышится всхлипывание. На пенечке сидит Карлсон, держит в руке вертушку).
Педагог и дети: здравствуй, Карлсон. Почему, ты, грустишь?
Герой: мне подарили игрушку, а она не работает, не вертится.
Педагог: ребята, вы ведь знаете, что это за игрушка и как с ней играть?
Дети: да! Это вертушка для игры с воздухом.
Герой: а как с ней играть -ветра ведь нет?
Педагог: ребята, а вы знаете что такое ветер?
Дети: это движение воздуха.
Педагог: как мы можем сделать ветер?
Дети: глубоко вдохнуть и выдохнуть, помахать веером.
Педагог: давайте героя научим делать ветер (дети вдыхают воздух через нос, делают губы трубочкой и резко выдыхают).
Педагог: а теперь подуй на свою вертушку (вертушка крутится, герой радуется и благодарит ребят).
Дети: а у нас тоже есть вертушки, только мы их сделали своими руками.
(дети берут свои вертушки и дуют на них).
Педагог: но воздух можно получить и по- другому. Ребята, а как можно еще заставить вертушку крутиться?
Дети: быстро двигаться! (дети бегают по залу и у них вертятся вертушки).
Педагог: Карлсон, мы хотим подарить тебе подарок (показывается флюгель).
Герой: что это?
Дети: это флюгель! Его надо прикрепить на крышу твоего дома. Он будет показывать направление ветра.
Герой: спасибо, ребята, я теперь могу с моей вертушкой и без ветра играть, и при помощи флюгера направление ветра определять!
Педагог: Карлсон, ветер может не только вертеть вертушку и флюгер, но и издавать звуки.
Герой: как это? (дети отвечают, что пузырьки воздуха, пробиваясь сквозь воду, громко лопаются)
Педагог: ребята, давайте сыграем Карлсону мелодию «Веселые пузырьки».
(дети берут стаканчики с водой и коктейльные трубочки. Дуют, издавая звуки, Карлсон радостно присоединяется к оркестру).
Карлсон: большое спасибо! Мне очень понравилось! В благодарность я хочу дать вам поиграть разноцветные камушки из моего сундучка. Ой, я же забыл. Я уронил ключ в воду и теперь не могу его достать.
(дети подходят к тазу с водой. На дне лежат разные металлические предметы, сверху плавают легкие предметы из дерева, пластмассы и т. д.).
Педагог: ребята, почему одни предметы утонули, а другие нет (ответы детей).Правильно, одни предметы легкие, а другие тяжелые.
Педагог: ребята, как можно помочь Карлсону достать металлический предмет из воды (разные варианты ответов).
Педагог: ключ металлический, поэтому давайте попробуем достать его при помощи магнита. Для этого нам надо сделать магнитные удочки.
Подойдите к столу возьмите удочку с веревкой и, соединив два магнита, зажмите между ними кончик веревки. Удочка готова (дети удочками ловят разные металлические предметы, находят несколько ключей и отдают герою).
Карлсон: ой! А какой ключ от моего сундучка?
Педагог: ребята, любым ли ключом можно открыть замок? (нет).Почему (ответы детей)
Герой подбирает ключ к замку.
Герой: большое спасибо за помощь! (открывает замок и достаёт растаявшие разноцветные льдинки). Ой, что это такое, что случилось с моими драгоценными камушками?
Педагог: ребята, а как вы думаете, что произошло с драгоценными камушками?
Дети: они растаяли. Это разноцветные льдинки, от тепла они превратились в воду.
Педагог: ребята, объясните Карлсону, где надо играть с льдинками, чтобы они не растаяли.
Дети: с ними надо играть только на морозе, со снегом (показ на экране фотографий детей, создающих картины из разноцветных льдинок).
Педагог: мы поможем тебе сделать льдинки, но играть с ними можно только на холоде.
(дети подходят к столу с оборудованием для опытов)
Дети, возьмите стаканчики с водой. Какого цвета вода? (прозрачная) Выберите любую краску, возьмите пипетку, нажмите на верхнюю часть- воздух выдавился. Опустите кончик пипетки в краску и отпустите колпачок. Видите, в неё набралась краска? Теперь выдавите её в воду. Размешайте краску в воде деревянной палочкой. Какого цвета стала вода? (ответы детей). Давайте нальём воду в формочки. (герой вместе с детьми выполняет опыт).
Герой: большое спасибо! Я положу их в холодильник, а, когда пойду на улицу, возьму их с собой.
Педагог: а, пока замерзают наши формочки мы хотим подарить тебе вот эти камушки, они не растают, и ты сможешь с ними играть и в тепле, и в холоде (воспитатель предлагает детям высыпать пластмассовые «камушки» на поднос).
Герой: ура! Мои камушки, какие они красивые! Теперь я смогу с ними играть! Большое спасибо! До свидания!
Педагог: ребята, мы подсказали герою как заморозить воду, а скажите для чего нужна вода? (ответы детей)
Педагог: правильно, чтобы пить, без воды всё живое погибнет.
Педагог: ребята, а что вы любите больше всего пить?
Дети: сок, чай, компот, молоко и т. д.
Педагог: кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
Дети отвечают с помощью педагога: из воды, лимона, сахара.
Педагог: сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
Для этого, ребята, нам надо добыть лимон, давайте разомнемся:
Дети под музыку ходят по залу, приложив руку ко лбу, вглядываются в даль. Остановились:
Лимон на дереве найдем - Тянем руку вверх
И с ветки мы его сорвем- Эмитируем срывание с дерева фрукта
Мы знаем это кислый фрукт- Движение мытья рук, прямой ладонью
двигаем назад вперед
Мы Лимонад готовим, друг!- Показываем большой палец вверх,
рука прямая вперед
(перед работой дети влажными салфетками протирают руки)
-Для работы на кухне надо надеть фартуки (дети надевают фартуки).
- Ребята, возьмите каждый себе по кружке с водой, блюдце и чайную ложку. Сделайте маленький глоток воды, всю не выпивайте, попробуйте её.
-Какая вода?
Ответы детей с помощью педагога: а) по температуре: тёплая;
б) по виду: прозрачная; в) по вкусу: пресная.
- Давайте растворим в тёплой воде немного сахара. (Педагог и дети набирают по одной чайной ложке сахара и кладут в свой стакан).
-Размешали (аккуратно, не стуча ложкой о край кружки) и попробовали.
-Какая стала вода?
Ответы детей с помощью педагога: а) по температуре: осталась тёплой; б) по виду: стала немного мутной; в) по вкусу: стала сладкая.
Педагог: вода- хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость. Давайте каждый возьмёт по дольке лимона и положит его в стакан. Разомните ложкой лимон, помешайте, остатки выложите на блюдце. Попробуйте, какая стала вода? Ответы детей с помощью педагога: а) по температуре: осталась тёплой; б) по виду: имеет желтоватый оттенок; в) по вкусу: стала кисло-сладкая.
Педагог: когда мы к сладкой воде добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая. Домашний лимонад готов.
Педагог: ребята, к нам сегодня пришли гости. И разве мы их оставим без лимонада? Я приготовила заранее лимонад, и мы сейчас угостим гостей!
Раздаётся гостям лимонад.
-А нам пора прощаться! До свидания!