Галина Лакеева
Опыт взаимодействия с родителями в рамках педагогического проекта «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, когда у детей искажаются представления о системе общечеловеческих ценностях: доброте, ответственности, отзывчивости, честности, милосердии, любви к Отечеству, одной из актуальных проблем является нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Публикация «Опыт взаимодействия с родителями в рамках педагогического проекта „Моя семья“» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Сейчас, в период нестабильности в обществе и приоритетном отношении семьи к материальным интересам над духовными и нравственными, резко снижается воздействие семьи в сфере воспитания. Выход из этого противоречия в ДОУ мы нашли путем использования метода проектов на основе обращения к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Особый упор делается на сотрудничество с родителями, на взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе, придерживаясь девиза «от отношения к деятельности».
Использование проектной деятельности в системе нравственно-патриотического воспитания в ДОУ позволил сочетать интересы всех участников проекта:
- педагоги имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с желаниями, потребностями, развивается познавательный интерес к различным областям знаний, формируются навыки сотрудничества.
Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми младшей группы, при активном участии родителей был реализован педагогический проект «Моя семья».
Тип проекта
• По доминирующей деятельности: исследовательский, творческий, практико-ориентированный
• По времени проведения: продолжительный (февраль-апрель)
• По характеру контактов: в рамках ДОУ, во взаимодействии с семьями
• Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги.
Актуальность темы.
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой семьи. Мы, взрослые: педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к родному дому, семье.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Формировать представления о семье, ее членах, родном доме.
• Обогащение словаря: мой дом, моя семья, мой род.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада и обогащение отношений опытом совместной творческой деятельности.
Развивающие:
• Развивать умение выражать свои чувства по отношению к близким людям.
Предполагаемый результат:
• Дети: Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
• Родители: Повышение педагогической культуры родителей и установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Продукт проектной деятельности:
• Фотоальбом «Моя семья – моя крепость»
• Культурное насыщеннее и духовное обогащение личности ребенка
• Показ сказки: «Про курочку с цыплятами и кошечку с котятами»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
1. Опрос детей по проблеме.
2. Анкетирование родителей.
3. Определение целей и задач.
4. Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап - основной (практический)
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении при сотрудничестве с родителями воспитанников:
Коммуникативная деятельность:
• Беседа «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка», «Что бы вы хотели пожелать своей семье?», «Зачем человеку имя?», «Что значит любить своих родителей?», «Мой адрес», «Как мы отдыхали всей семьей», «Как стать сильным?»
• Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
• Рассказ о празднике «День защитника Отечества»
• Составление рассказа «Я люблю когда…», «Я боюсь когда…»
• Составление рассказов об обязанностях членов своей семьи «Каждый при деле»
• Вовлечение детей в ситуацию речевого общения при рассматривании семейного альбома «Мой дом – моя крепость»
Восприятие художественной литературы и фольклора:
• Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Д. Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К. Ушинский «Петушок со своей семьей», «Вместе тесно, а врозь скучно»
• Разучивание загадок о семье, детских потешек, считалок
Игровая деятельность:
• Сюжетно-ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки – матери», «У нас в гостях бабушка», «Как я деду помогаю»
• Д/И «Какая мама? (сестра, бабушка, тетя и т. д.). «Назови ласково по имени маму (папу сестру, бабушку, дедушку)». «Что умет делать мама?». «Большие и маленькие». «Подбери пиктограмму». «Чей малыш?». «Кому, что подходит?». «Кто ты для мамы/ папы, дедушки, дяди, тети и т. д.»
• Пальчиковые игры: «Дружная семья», «Наша Маша варила кашу», «Дом»
Музыкальная деятельность:
• Этюд «Ласковый ребенок», «Чему нас научила мама?», «Что умет папа?»
• Исполнение песен: «Дорогие бабушки и мамы», «Мамочка спит, она устала», «Самая любимая бабушка моя»
• Инсценирование сказки: «Про курочку с цыплятами и кошечку с котятами»
Изобразительная деятельность:
• Рисунки детей: «Моя семья», «Моя мама (бабушка, сестра, тетя)
• Лепка «Угостим гостей оладьями»
• Рисунки родителей «Мой ребенок»
• Изготовление родителями альбома: «Моя семья – моя крепость». «Семейный островок счастья». «Прикосновение к истории моей семьи». «Вместе дружная семья»
Конструирование:
• «Мы построим новый дом»
Двигательная деятельность:
• Пешие прогулки, походы всей семьей
• Проведение подвижных игр: «Курочка хохлатка», «Помирились». Упражнение «Мотальщицы», «Радость и огорчение».
2. Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже». Консультации для родителей в форме мастер-класса «Изготовление семейного альбома»».
3. Изготовления фотоальбома «Моя семья – моя крепость».
III этап – заключительный
1. Презентация проекта «Моя семья»
2. Презентация фотоальбома «Моя семья – моя крепость»
3. Показ сказки: «Про курочку с цыплятами и кошечку с котятами»