Людмила Сазонова
Опыт работы «Знакомство детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами посредством математических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что математика предоставляет уникальные возможности для развития детей : она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, речь, тренирует внимание, память, учит логике. Она сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Публикация «Опыт работы „Знакомство детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами посредством математических игр“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Ребёнок в раннем возрасте познает мир посредством осязания, обоняния, зрения, слуха, действий. Одним из самых сложных для познания является такой признак, как форма предмета. Чтобы его определить, надо познать эталоны формы. Такими эталонами являются геометрические фигуры (объемные и плоскостные).
Отсюда возникает проблема, и эта проблема связана с тем, что у детей дошкольного возраста низкий уровень математических представлений о геометрических фигурах.
И я задумалась над проблемой как сформировать представления детей о геометрических фигурах, какие же существуют подходы по данному вопросу, какие необходимо подобрать образовательные средства и приёмы, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте.
Чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
1. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.
2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат педнаук.
3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат педнаук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
6. «Математические ступеньки» - Е. В. Колесникова
И стала работать над методической идеей «Знакомство детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами через математические игры».
Цель моей методической идеи - рассмотреть особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания, сделанные своими руками.
В своей работе я опиралась на содержание авторской парциальной программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки». Эта программа, нацеливает педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными геометрическими фигурами.
Для формирования у детей начальных представлений о геометрических фигурах я составила и реализовала краткосрочный проект «Веселые фигурки». Практическая значимость данного проекта заключается в том, что полученные результаты позволили разработать и использовать на практике изучение и закрепление знаний о геометрических фигурах детей среднего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности. Математические игры «Геометрическая мозаика», «Назови фигуру», «Назови предмет» помогли детям в закреплении знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Подводя итоги проделанной работы по проектной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень математических способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают результаты проделанной работы :
- дети запомнили геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и стали ихразличать;
- у детей развились конструктивные способности, они умеют классифицировать фигуры и составлять из геометрических фигур композицию, но затрудняются в умении превращать одну геометрическую фигуру в другую, из двух треугольников не могут составить квадрат.
Я сделала для себя вывод, что для успешного развития математических способностей детей необходима :
1. Систематическая комплексная работа с использованием математических игр.
2. Создание условий для развития математических и творческих способностей.
Большое внимание в своей работе по формированию представлений о геометрических фигурах я уделила дидактическим играм математического содержания, игровым задачам. Игра как «Назови фигуру» научила детей легко владеть рациональными приемами исследования формы, как глазами, так и руками. В игре «Залатай коврик» дети изучили геометрические фигуры, игра «Чудесный мешочек» познакомила детей с формой предметов – объемных и плоскостных. Все эти игры помогли детям расширить представление малыша об окружающем мире, ребёнок стал более наблюдательным и умеет выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Обязательным условием является создание предметно-развивающей среды, в которой должны быть развивающие, занимательные, дидактические игры и другой игровой материал.
Для улучшения игровой среды в группе и дома, я вела тесное сотрудничествос родителями, беседовала с ними, помогала родителям советом, как создать условия для игр детей, какие игры нужны детям. Провела родительское собрание по теме: «Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста», оформила выставку игрового материала и привлекла родителейк мастер-классу по изготовлению дидактических игр своими руками.
С родителями мы изготовили дидактическое пособие «Составь сюжетную картинку», математические игры «Залатай коврик», «Консервируем фрукты ", «Игра с прищепками», дидактическую многофункциональную игру из фетра «Семья ежей» и многие другие.
Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала является связь с продуктивной деятельностью (рисованием, ручным трудом).
Занятия продуктивной деятельностью тесно связаны с формированием представлений о геометрических фигурах. В процессе работы с материалом (бумагой, картоном, пластилином) мы моделируем геометрические фигуры и тела, познаем их свойства. Здесь главную роль играют осязание, зрительное восприятие, ощущения при движении рук (работа с ножницами). Создавая поделку или детали к ней, составляя узоры или украшения, дети сталкиваются с большим разнообразием форм.
Работу по формированию у детей математических представлений о геометрических фигурах я продолжаю через кружковую работу под названием «Путешествие в страну Фигур».
В результате моей деятельности:
- у детей развились конструктивные способности и мелкая моторика рук;
- умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету);
- способность подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия;
- пополнился центр предметно – развивающей среды математическими играми;
В итоге я хочу сказать, что дидактические математические игры и упражнения способствуют активизации мыслительной деятельности детей дошкольного возраста, формированию элементов логического мышления, повышению интереса к образовательной деятельности. Игр и упражнений можно придумать и изготовить огромное количество.
А в заключении я хочу подтвердить мысль Петерсона о том, что с дошкольниками заниматься нельзя, «с ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще.