Базанова Екатерина
Опыт работы «Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования»
Выступление на ГМО «Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования»
Над данной темой я начала работать в 2018 году.
В начале работы мной была определена цель: изучить особенности познавательного развития, творческих способностей, конструкторских умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе лего-конструирования.
Для достижения данной цели были определены задачи, с которыми вы можете ознакомиться на слайде.
Публикация «Опыт работы „Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования“» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Для изучения данной темы я разработала план по самообразованию, с которым можно ознакомиться на экране.
На первом этапе работы над данной темой, я изучила литературу. Это были пособия Куцаковой Л. В. и Фешиной Е. В. Особое внимание я остановила на пособие Е. В. Фешиной «Лего-конструирование в детском саду».
Проанализировав его я выделила для себя следующие особенности:
1) Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждениях. Когда ребёнок увлечённо и с удовольствием играет с лего, то в это время у ребёнка развивается : память, внимание, мелкая моторика, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, повышается познавательная активность и эмоционально-волевая сфера.
2) Вторая особенность заключалась в том, что в младшей группе роль ведущего всегда берет на себя педагог, так как дети еще не могут распределить свои роли в игре. Для детей младшей группы педагог выбирает самые простые игры с целью закрепить цвет, названия деталей LEGO – конструктора, форму. Педагог должен стараться увлечь ребенка игрой, чтобы сформировать навыки необходимые для его успешного развития.
После изучения литературы на втором этапе своей работы я создала картотеку игр для детей 3-4 лет по лего-конструированию (показать и рассказать какие в ней игры и составила конспекты занятий.
После изучения теории по данной теме я приступила к практической части работы : к разработке дидактических игр и апробирования их на практике в работе с детьми.
Игра «Цветные башенки». Детям предлагаются карточки (схемы) построек башенок, с помощью кирпичиков лего они строят башни. Другой вариант дети по очереди кидают кубик, на гранях которого находятся цвета указывающие на то какой цветом кубик необходимо взять следующим для постройки.
Эта игра очень нам помогла в изучении цветовой гаммы, в формировании у детей умения соотносить предметы по цвету. В начале игры дети строили самые простые башенки из двух кирпичиков. Очень эффективна эта игра в индивидуальной работе, когда ребенок легко усваивает цвета и может двигаться дальше, выстраивая башни все выше и выше. Это позволяет развивать у него умение сравнивать, анализировать.
Игра «Разложи по цвету». Эта игра также помогает выучить с ребенком цвета, учить его ориентироваться на листе бумаги, соотносить предметы по цвету, анализировать. Детям предлагаются карточки с изображением лего-кирпичиков, необходимо выложить кирпичики так, как нарисовано на карточке, в соответствии с цветом.
Игра «Посчитай и сравни». Эта игра в интересной форме позволяет познакомить детей с миром цифр. Детям предлагаются карточки с изображением кирпичиков и цифрами. Необходимо посчитать кирпичики и сравнить с числом на карточке. Детям предлагается подружиться, например, с цифрой один и подарить ей кирпичики разного цвета, но только по одному. Дети в этой игре быстро усваивают такие понятия один-много: в гости пришел один кирпичик красный, один синий, один желтый, а вместе их много.
По мере взросления детей и формирования у них представлений о цифрах и числах для них очень интересна игра «Собираем и считаем».
Детям предлагаются карточки, необходимо называть цифру изображенную в столбце и собрать башенку из того количества кирпичиков, которое показывает цифра.
Дети, собирая башенку должны считать, тем самым закрепляя навык счета. Конечно, очень важно подбирать задания по силам ребенка, чтобы создать для него ситуацию успеха. Кто-то в 4 года с успехом считаем до 10, а кому-то порой трудно дается счет в пределах пяти.
Чтобы проследить за динамикой познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в играх по лего-конструированию мною была разработана мониторинговая карта. Были выбраны такие критерии как: называет цвет деталей, называет детали, скрепляет детали, строит элементарные постройки по творческому замыслу, строит по образцу, точность скрепления и скорость выполнения. Анализ результатов мониторинга показал, что в развитии каждого ребенка наблюдалась динамика. Стоит отметить, что в группе не было ни одного ребенка, который не хотел играть бы в лего-конструктор.
В этой диагностике мы не оценивали у ребенка знание цифр, умения соотносить цифру с количеством деталей, но появление лего-конструктора на занятиях по математике делало его интересней, дети с удовольствием считали, сравнивали, анализировали.
Проводя работу с лего-конструктором в младших группах, мы уже видели, что он станет помощником нам в развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Для этого мы разработали следующие игры :
Игра «Сосчитай и перевези». Детям предлагаются карточки на которых изображены грузовики с цифрами. Необходимо выложить кирпичики лего в соответствии с числом на кузове грузовика, то есть «загрузить машинку». Эту игру можно проводить и с настоящими игрушками на ковре, разыграв ситуацию «Стройка». Одни дети строят – другие подвозят детали.
Игра «Считаем и играем».
Детям предлагаются карточки на которых изображены цифры, необходимо в соответствии с ней выложить в пустые квадратики необходимое количество кирпичиков лего. Второй вариант: на карточках изображены цифры из лего детям можно предложить собрать такие же. Мы думаем, что собрав цифру из лего, он ее уже не забудет.
Игра «Посчитай и разложи»
Детям предлагаются карточки и кирпичики лего, необходимо посчитать кирпичики, сравнить с числом которое указанно на карточке и сформировать башни от 1 до 10.
Лего-конструктор успешно помогает усвоить детям навыки сложения, вычитания, сравнения и другие важные умения, которые порой так тяжело даются детям.
Лего-конструктор – это то средство, которое интересно дошкольникам любого возраста. Ну, а наши малыши пока учат с помощью него цвет, размер (высокий – низкий, широкий – узкий, большой – маленький).
Чтобы оставить на память наши радостные моменты игры с лего мы составили фотоколлаж, как дети играют в дидактические игры по лего-конструированию.
Следует отметить что игры с лего-коструктором увлекают детей, даже самые активные дети готовы подолгу в них играть.