Наталья Арбузова
Методическая разработка пособия по ознакомлению детей с геометрическими фигурами «Страна Фигурамандия»
▼ Скачать + Заказать документы
Страна «Фигурамандия»
Цель: Создать условие для образовательного развития и интереса детей. Обогащение активных центров для самостоятельной деятельности детей. Формировать представление детей о геометрических фигурах. Учить различать и правильно называть их. Развивать умение видеть и находить в окружающей обстановки предметы имеющие форму знакомых геометрических фигур. Упражнять в плоскостном моделировании в совместном конструировании, развивать творчество, самостоятельность, инициативу, умение рассуждать, делать выводы, развивать мышление. Продолжать знакомить с понятием «карта». Формировать навыки пространственной ориентации.
Публикация «Методическая разработка пособия по ознакомлению детей с геометрическими фигурами „Страна Фигурамандия“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие: Формировать умение выражать свои эмоции и чувства, работать в коллективе, быть дружными внимательными уметь договариваться, приходить к общему решению, помогать друг другу. Учить общению, доверию, умению чувствовать принадлежность к группе, сотрудничество. Познавательное развитие: Знакомить с геометрическими фигурами. Совершенствовать умение различать и называть их, узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.
Речевое развитие: Воспитывать умение слушать речь взрослых и своих товарищей, выполнять словесные задания в указанной последовательности. Развивать зрительное и слуховое внимание, память пространственные ориентиры Закреплять навыки запоминания словесного задания, в речевых играх, пальчиковых гимнастиках со словами.
Художественно - эстетическое развитие: Развивать художественное творчество детей, чувство композиции, эстетическое восприятие, образное представление, воображение. Вызывать эстетическое удовольствие от яркой красивой, совместной (коллективной) работы. Закреплять умение аккуратно наклевать изображение. Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, образное представление. Физическое развитие: Развивать координацию движений обеих рук, зрительную ориентировку, моторные функции.
Методические приемы: Игровой, беседа, вопросы, художественное слово, сюрпризный момент.
Методическое содержание
Материал: Макет паровозика «Фигуровоз» с вагонами, макет городов страны «Фигурамандия», карта страны геометрических фигур, макеты грустных и весёлых геометрических человечков. Наборы плоскостных геометрических фигур для выкладывания картин на заданном фоне «Морское дно», «Дно реки», «Лесная поляна» «Цветочная клумба» и д р. Игры: лото «Что похоже на данную фигуру», игра «Танграм», таблицы с логическими задачами и упражнениями «Какая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?», «Недостающая фигура», «Найди фигуру нужной форы» «Какой фигуры не хватает». Предварительная работа:
Заучивание с детьми стихотворений и слов к речевым играм. Рассматривание географических карт. Рассматривание картинок с изображением городов, их архитектуры. Беседы на тему: «Что такое город», «Какие бывают города». Поиграть в игры «Весёлый паровозик», «Займи свой вагон». Методические указания (ход занятий или интегрированная деятельность).
1 часть. Ввод детей в игровую ситуацию. Рассказ воспитателя: Ребята, сегодня утром войдя в группу, я увидела на ковре человечков в форме разных геометрических фигур. Они выглядели очень напуганными и грустными. Я очень удивилась и спросила, откуда они и как попали к нам в группу. Воспитатель выставляет геометрических человечков с грустными лицами на стол перед детьми. Ребята рассматривают и называют на какую геометрическую фигуру похож каждый человечек. Воспитатель продолжает рассказ: геометрические человечки мне рассказали свою историю.
Оказывается они живут в удивительной, большой, весёлой стране, но сейчас фигуры заблудились.
Ребята, а как вы думаете может называться эта страна (ответы детей).Молодцы, ребята, много разных названий придумали. Но страна где живут геометрические человечки называется «Фигурамандия» и в этой стране у каждой геометрической фигуре есть свой город. Есть у них город. «Весёлых. Кружков», где живут весёлые кружочки и все дома в этом городе круглой формы и всё вокруг круглое. Есть в этой стране город «Острых Треугольников». Ребята как вы думаете, какие ещё могут быть города в стране «Фигурамандия». (ответы детей). Воспитатель: У человечков этой страны была традиция, по субботам они ходили друг к другу в гости, не просто ходили, а ездили на весёлом паровозике «Фигуравозе». Фигуры садились каждая в свой вагон. Острые треугольники садились в треугольный вагон и. т. д. Вот однажды наступила суббота и весёлый паровозик собрал своих пассажиров и они расселись по вагонам. Стучат колёса! тук – тук – тук, и под весёлый этот стук отправились все в путь, как неожиданно для всех поднялся страшной силы ураган, который повредил паровозик. Геометрические человечки чудом остались целы и невредимы. Ураганом их унесло в нашу страну. Вот так они оказались в нашей группу. Они теперь напуганы и не знают, что делать.
Давайте все вместе подумаем, как помочь человечкам?
(высказывание детей).
1. Развеселить фигурки, весёлой игрой.
Дети становятся кружком проводиться речевая игра «Детский сад». Детский сад мы очень любим,
В нем играть расти мы будем.
(дети приседают, а затем медленно встают)
Ты и я, (дети указывают пальчиком друг на друга).
Мы с тобой одна семья. (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе читаем, (делают очки)
Вместе играем, (прыгают на одной ноге)
Вместе во всём мы
Друзьям помогаем (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы показали нашем гостям какие вы дружные. И в стране геометрических фигур живут дружные семьи, там все любят друг друга во всём помогают своему ближнему. Как же нам помочь фигуркам, чтобы они хоть маленько по веселели. Постараться подвести детей к тому, что нужно попробовать нарисовать карту страны «Фигурамандия»
Дети вспоминают, как выглядит карта. Воспитатель совместно с детьми наносят контуры городов страны геометрических фигур и предлагает детям раскрасить карту цветными карандашами, фломастерами.
Когда карта готова воспитатель обращает внимание детей на геометрических человечков. По веселели они или нет. Дети видят, что фигурки выглядят такими же грустными и очень усталыми. Ребята наши фигурки устали. Они в своей стране в это время уже спали.
Давайте прочитаем стихотворение про ночь (дети шепотом тихо, тихо все вместе, под тихую колыбельную музыку рассказывают стихотворение «Ночь» а воспитатель в это время укладывает фигурки в коробку.
Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят.
К нам в окно луна глядит,
малым детям спать велит.
Воспитатель: Пусть наши гости немного отдохнут, но мы с ними не прощаемся, а говорим им спокойной ночи. Завтра мы с ними опять встретимся. 2 часть занятия (продуктивная деятельность)
Материал: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей. Воспитатель: Ребята вы не забыли наших друзей геометрических человечков? (Воспитатель достаёт человечков из коробки и выставляет на стол перед детьми).Посмотрите наши друзья всё также грустны, что же делать, как же нам их развеселить, как помочь в их беде? На прошлом занятии мы с вами нарисовали карту страны «Фигурамандии». Подвести детей к тому, что по карте можно создать (построить) страну с городами. Но, прежде чтобы приступить к постройке, давайте разомнем наши руки и пальчики, чтобы они лучше работали. Проводится пальчиковая гимнастика. «Пальчики строители».
Дети загибают на руках по очереди пальчики, начиная с мизинца на левой руке. Пальчики - мальчики, вы строители,
На стройке поработать не хотите ли?
Этот пальчик цемент и песок засыпает,
Этот – воду туда добавляет,
Этот включает бетономешалку,
Чтобы раствор был похож на сметанку.
На этот раствор кирпичи по линейке
Каменщик уложит – получится стенка.
Кровельщик крышу покроет железом
Там высоко, мы туда не полезем.
Вот штукатур – он выровнял стену,
Маляр постарался - покрасил панели,
Электрик свет уже включил,
Сантехник воду подключил.
Осталось только подать газ -
Прекрасный дом будет у нас!
Новоселье отпразднуем в эту субботу.
Спасибо строители вам за роботу!
Воспитатель: А теперь приступим к работе.
Детям предлагается готовая подставка на которой расположатся города страны «Фигурамандия». Воспитатель вносит в группу весь необходимый материал для работы.
Коллективная работа по созданию макета страны
После того, как макет городов будет готов, предложить детям обыграть работу расставив геометрических человечков по своим городам. Воспитатель предлагает детям оставить человечков в своих городах и дать им привыкнуть к новому месту.
3 часть
Воспитатель и дети подходят к макету страны «Фигурамандия». Воспитатель незаметно от детей меняет грустных человечков на весёлых обращает внимание детей на изменение в человечках. Дети делают выводы, что фигуркам понравились их новые города.
Воспитатель: ребята но чтобы человечки чувствовали себя, как дома и не нарушались их традиции, по субботам ездить друг к другу в гости, нам с вами нужно сделать что-то еще. Предложить детям самим догадаться. Правильно ребята нужно сделать паровозик. Дети под музыку совместно с воспитателям мастерят макет паровозика. Вносится всё необходимое для работы (сам паровоз может быть готовым, а вагоны дети мастерят сами по желанию педагога и возможностям детей). Воспитатель после того как работа будет завершена предлагает вспомнить или придумать, как может называться паровоз с вагонами. Дети вспоминают и называют его паровоз «Фигуровоз».
А теперь ребята давайте рассадим человечков по вагонам. Обыграть с детьми все сделанные работы (макеты). Например развести фигурки по своим городам и. т. д. Обратить внимание детей, что человечкам всё понравилась, они очень довольны, и «Фигуравозом»и своими новыми городами. За то что что вы, добрые и отзывчивые они остаются жить в нашей группе. И в благодарность за все ваши старание они дарят вам игру «Танграм» (для каждого ребёнка). Дети все вместе читают стихотворение «Дружные ребята»
Все мы дружные ребята,
Мы ребята - дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботится мы знаем
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо.
Будет радостно, светло!
Провести игру «Собери по образцу» картинку из геометрических фигур. Занятие заканчивается, а дети если хотят продолжают разыгрывать истории связанные с геометрическими человечками. Данные макеты и пособия можно использовать во всех областях детской деятельности. Примеры
1. Человечки отправляются в путешествие на
«Фигуравозе» на «море». Предлагается ватман на котором изображено морское дно, детям предлагается выложить и на клеить рыбок и других морских обитателей из геометрических фигур.
2. Фигурки едут в «Лес». Лесной пейзаж и животных дети выкладывают и наклеивают из геометрических фигур.
3. Фигурки разбивают цветники. Цветы на клумбе из геометрических фигур.
Детская фантазия и воображение дадут почву для новых приключений геометрических человечков. Придумывая истории можно смастерить- друзей для человечков или даже целые семьи. Знакомя детей с новыми геометрическими фигурами можно расширить макет городов.