Елена Воркунова
Опыт работы по знакомству детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время знакомство с геометрическими фигурами начинается с раннего детства и продолжается на всем пути обучения.
Изучая геометрию, дети отвлекаются от действительности: среди всех их свойств они рассматривают размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели каких-либо объектов. При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, абстрагироваться от конкретных свойств, предметов, классифицировать и обобщать геометрические фигуры - все это очень значимо для активности их познавательной деятельности. Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря, связной речи и мышления способствуют коррекции и других недостатков психического развития детей.
Публикация «Опыт работы по знакомству детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Наша геометрия - это наглядная геометрия, Геометрия которую можно потрогать руками, представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций разных фигур, систему упражнений и моделирования геометрических форм из различных материалов.
Мне не раз приходилось сталкиваться с рассуждением родителей дошколят - наш ребенок умеет считать до 100, умеет записывать цифры и даже умеет решать примеры. Он конечно, молодец, но этого недостаточно, и более того, я считаю, что не это главное в подготовке к школе. Главное, по моему мнению, это умение самостоятельно мыслить, рассуждать, делать умозаключения. Если ребенок умеет думать, а не просто удивляет окружающих заученными "назубок" знаниями, то его обучение в школе будет гораздо успешнее, у него не будет страхов перед новыми "задачами".
Одна из таких задач, вынуждающих голову думать – строить на проекции постройку из кубиков. Такие задачки я решаю с детьми 5 лет. Не всем детям это дается легко. Но на пробах и ошибках мы учимся это делать. Сначала мы учились строить несложные конструкции и рассматривали их в двух вариантах – вид спереди и вид сверху.
Недавно я нашла в интернете очень интересное пособие «Геометрия в кубиках» редакции «Воскресный день». Это пособие направлено для знакомства с трехмерными проекциями. Производитель указывает возраст от 4 лет, но задания есть и для 2-3-летних малышей. Это работа по фотографиям с розовыми рамками.
«Геометрия в кубиках» редакции «Воскресный день». Это пособие направлено для знакомства с трехмерными проекциями. Производитель указывает возраст от 4 лет, но задания есть и для 2-3-летних малышей. Это работа по фотографиям с розовыми рамками.
В наборе «Геометрия в кубиках» имеются:
- Карточки с фотографиями построек;
- 24 “комнаты” с полнообъемными проекциями;
- 24 карточки, на которых изображены проекции;
- кубики. Конечно, кубики сейчас есть в каждом доме. Основное удобство этих — они подходят по размеру к карточкам с заданиями.
- в наборе имеются специальные пустые карточки с гладкой поверхностью.
Так как набор стоит денег, я решила сделать проекции из подручного материала. Я приобрела листы А3 формата сделала «комнаты» для построек, карточки нашла в интернете, а кубики использовала те, которые находятся в группе.
Сначала мы изучили с детьми формы и объемные тела. При помощи зеркального пособия стали рассматривать фигуры со всех сторон. Изучили свойства фигур (если бросить кубик, то он всегда упадет на грань, а цилиндр имеет свойство катиться).
Затем мы с детьми строили фигуры по фотографии.
Это оказалось не таким уж простым заданием. Дети любят строить “примерно”, то есть они видят фото, которое им напоминает домик. И они строят домик, отдаленно напоминающий тот, что на рисунке. А нужно обращать внимание на каждую деталь. Посмотреть на детали сбоку и сверху. Последнее средство, которое помогает почти всем это сфотографировать детали.
Сложность у детей возникает при рассматривании треугольной призмы или «крыши». Часть детей с трудом понимает, что если смотреть на “крышу” сверху, то мы видим не треугольник, а прямоугольник. То же самое “недоразумение” возникает с проекцией “сбоку”.
Третий этап— это строительство своей фигуры и зарисовка проекций с трех сторон. Тем детям, которым трудно зарисовывать свои постройки я предлагаю вначале обводить их по контуру, прижимая к листу бумаги.
Так же в своей работе я использую нашу любимую игру на развитие внимания «Найди предмет». Я фотографирую какой нибудь предмет с трех разных сторон и предлагаю детям найти этот предмет в нашей группе. Сначала я показываю фотографию, на которой изображен предмет с одной стороны (например - вид сбоку, если дети затрудняются назвать этот предмет, тогда я показываю фотографию вида сверху. Если дети и в этот раз затрудняются ответить тогда показываю фотографию вида спереди. Детям очень нравиться эта игра.
Игры с трехмерными проекциями помогают развить у моих ребят пространственное мышление, творческое воображение. Постройки стали более разнообразные. Я очень надеюсь, что игры с трехмерными проекциями помогут моим воспитанникам в будущем в выборе профессий.