Елена Ворошило
Гендерный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд: тема
Сегодня вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды особенно актуален в связи с введением с 1 января 2014 года ФГОС ДО. Стандарт призван обеспечить создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на навыки и умения, которые формируют в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.
Публикация «Гендерный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
2 слайд: фото детей группы
Знакомство с развивающей предметно-пространственной средой моей группы хочется начать с её особенности: в мае месяце, когда был утверждён списочный состав детей, стало предельно ясно, что количество мальчиков в группе подавляющее (68% мальчиков и 32% девочек) и безусловно этот факт необходимо было учесть в предстоящей работе. Поэтому целью моей работы являлось создание развивающей предметно-пространственной среды для конкретной группы и каждого ребёнка, с учетом требований ФГОС ДО.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе, я опиралась на требованиях ФГОС, СанПиН, примерного перечня игрового оборудования учебно-материального обеспечения
дошкольных образовательных учреждений.
3 слайд: центры П. Р. С. созданные в группе
Условно, в пределах пространства группы, можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка. В группе созданы следующие центры:
Гендерный подход к проектированию предметно-развивающей среды, это больше социальное понятие, (биологическое понятие пол человека) термин «гендер» появилось в 60-е годы, с того времени человечество стало формировать такую педагогику, которая предполагала воспитание человека среднего пола. Вот, что мы с вами получили через десятилетия этой практики, то, что мы сталкиваемся с такой проблемой, что у наших детей четких границ ролевого психологического статуса нет, границы размыты, (приведение примеров)
4 слайд: «девочки дерутся»
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью.
5 слайд: «мальчики хныкают»
Гендерный подход в организации развивающей среды нацелен на успешность воспитания детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
6 слайд: задачи
1) Изучение современных методических разработок в области гендерного воспитания (мнение современных учёных, педагогов, психологов)
2) организация предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.
3) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей
4) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту;
Реализация 1 задачи:
1.1. Первую задачу, я решала путём повышения профессиональной компетентности в данном вопросе через изучение специализированной литературы.
Реализация 2 задачи:
2.1. Для организации предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников я решила использовать зонирование пространства группы
В разных частях группы с помощью цвета и оформления стены были выделены зоны для девочек и мальчиков.
7-8 слайд: зона для игр - мальчики
Зона мальчиков выдержана в сине-голубых тонах, с морской тематикой.
9-10 слайд: зона для игр - девочки
Зона для девочек в розово - жёлтых тонах, с цветочной тематикой. Объединяет, эти зоны оранжевый цвет, который присутствует во всей группе. Что не говорит о том, что они играют отдельно. Я постаралась организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения.
Реализация 3 задачи:
3.1 Соответственно этим зонам был размещён различный игровой материал и предметы, с которыми дети действуют преимущественно самостоятельно или совместно с взрослым и сверстниками. Наполнение среды для мальчиков и девочек отличается своим содержанием.
11 слайд: фото «домашние дела»
Девочек чаще привлекают домашние дела, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше - их назначением. Поэтому уголок сюжетных игр насыщен материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни.
Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности.
13 слайд: фото машинки. т. д.
Поэтому мальчики любят играть с различными конструкторами с разнообразными деталями, трансформерами, строительными блоками, с инструментами, наборами машин.
Реализация 4 задачи:
4.1. Также был осуществлен подбор различных дидактических игр способствующих формированию гендерных представлений.
14-20 слайды: игры для мальчиков и девочек
21-22 слайды: развивающие стенды
Дополнительно для мальчиков изготовлены развивающие стенды, макет для игр с машинками, который по мере развития и роста детей будет использоваться как макет города для формирования первоначальных представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах города.
23 слайд: макет для игр с машинками
Пространство: в построении пространства и его наполнении содержанием я учитывала соотношение количества мальчиков и девочек.
Пространство, представляющее интерес для девочек, может быть невелико, не только потому, что девочек в данной группе меньше, а потому, что им достаточно небольшого места в группе или на улице, чтобы долгое время играть, например, в «Дочки-матери», девочкам комфортно в ограниченном пространстве.
У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Игры активные, энергичные, чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму.
Поэтому необходимо мальчикам предоставлять больше места для деятельности, что я и учитывала при распределении пространства группы.
Временные изменения предметного содержания и его пространственного размещения необходимы для стимулирования детской активности, учета происходящих в ребенке изменений, связанных с его ростом и развитием.
Как вносятся изменения в среду, по какому принципу?
24 слайд: принципы
-Времена года (сезонные изменения)
- Праздники
- Программа ДОУ
По новым стандартам временного изменения, этого недостаточно.
Насколько среда должна быть константна? Как часто я могу вносить изменения в созданную среду?
25 слайд: девочка прижимает мишку
Если раньше во времена своего детства у нас была своя любимая игрушка, с которой мы играли, спали, ходили гулять и т. д. то сейчас по опросам родителей «любимая игрушка» та, которая новая, «игрушка на вечер» негативно отзывается на формирование устойчивых связей, сама игрушка интересна. Но она забыта потому, что не новая.
26 слайд: ребёнок с кучей игрушек
Если раньше у ребёнка адаптация к новизне была 20-25 дней, то у современного ребёнка адаптация к чему-то новому в среднем составляет 10 дней. Тоесть через 10 дней мы должны внести, что - то новое. Однако это не назначит, что через каждые 10 дней мы должны перестроить всю среду. У мальчиков в отличие от девочек превалирует желание исследовать. Фактор новизны особенно для мальчиков является важным в формировании мотивации и потребности к познавательному, мы и должны вносить эту новизну. А что нового мы можем внести через 10 дней? (символы)
27 слайд: Архетипы – символы Девочки
• Символы хранительницы и воскресения жизни: яйцо, птенцы, колыбель;
• Символы духовного материнства: куклы, колыбели, невесты, коляски;
• Символы женственности (нежности, изящества, лёгкости): воздушные шарики, порхающие птицы, цыплята, разукрашенные принцессы - невесты, наряды.
• Символы женской красоты: цветы, шляпы, очки, броши, яркие губы, глаза;
• Символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, сервиз, кровать, печка, ванная;
• Символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы.
28 слайд: Архетипы - символы Мальчики:
• Символы свободы и путешествий: солнце, окно, ветер, месяц, луна, мосты, горизонт, космические полёты, атрибутика путешествий: колёса, самолёт, велосипед, машина, лодка, ракета и т. д.
• Символы силы, мощи и воли: трактор, подъёмный кран, кит, штанга, поезд и т. д.
• Символы врага: страшные драконы, змеи, роботы;
• Символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево, дом;
• Символы борьбы: меч, копьё, лук, стрелы, шлем, щит, крепость;
• Символы победы: флаг, горн, колокол, крики «ура».
Учитывая этапы развития идентичности мальчиков и девочек, я в группе использую маркеры гендерных различий как элемент для визуального подтверждения своего гендера. Например, предметные картинки с гендерной направленностью для маркировки полотенца, кроваток.
29-30 слайд: приёмная
В приёмной своей группы, я постаралась каждому шкафчику придать свой образ (шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности). Ребёнок вместе с родителями выбирал крючочек и игрушку, которая на нем висит (игрушку дети могут взять с собой в группу или в кроватку на сон, что помогало им адаптироваться в новом для них месте). А также на шкафчиках у нас стоит рамочка с фотографией каждого из детей, таким образом, родители могут познакомиться с ребятами, которые вместе с их ребёнком посещают одну группу, а ребята, рассматривая портреты одногруппников, быстрей запоминают их имена и узнают друзей.
31 слайд
Таким образом, гендерный подход, т. е. учет половых различий детей, при организации развивающей предметно-пространственной среды, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности. Организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.
Уважаемые коллеги главное не научить чему-либо, а создать такие условия, что бы ребёнок захотел научиться сам, что бы он имел интерес к познанию, к миру, к себе и другим. Важно помнить, что маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребёнка – сигнал неблагополучия в педагогической деятельности, в избранной методике.