Алена Ковалевская
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
по организации предметно-пространственной развивающей среды, направленной на формирование безопасности жизнедеятельности дошкольников в ДОУ
Ковалевская Алена Александровна
Воспитатель МБДОУ
детский сад 250
В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.
Публикация «Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.
Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание образовательной среды соответствующей требованиям ФГОС ДО является ключевой задачей дошкольных организаций. Образовательная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Образовательная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена образовательная среда организация его жизни.
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому возникает необходимость наполнять среду группы играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс средств, для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. Развивающая среда должна обеспечивать разнообразие детской занятости по интересам, моделировать ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, а также обладать релаксирующим воздействием. Воспитательно - образовательный процесс формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности, а также в соответствии с требованиями ФГОС.
Образовательная среда в ДОУ предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста. Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования.
Содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности, представлено в учебной программе дошкольного образования, которая ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи у детей дошкольного возраста формируются представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья: правилах дорожного движения; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице и др.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста осуществляется посредством тесного взаимодействия педагогов учреждений дошкольного образования, родителей, социума и начинается, прежде всего, с создания необходимой развивающей предметно – пространственной среды.
Хотелось бы представить опыт организации предметно-развивающей среды применяемый для детей дошкольного возраста. Педагогическими работниками созданы игровые пособия, оборудование, которое позволяет эффективно решать задачи формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности.
Основным составляющим при проектировании предметно-пространственной развивающей среды по безопасности жизнедеятельности в группе должно являться - пространство, время и предметное окружение.
С целью формирования представлений о правилах пожарной безопасности у воспитанников в уголках безопасности должна быть представлена специальная техника : «Скорая помощь», «Милиция», «Пожарная машина», а также пазлы-вкладыши «Первичные средства пожаротушения», «Позовём на помощь», «Осторожно – огонь», «Потушим пожар» и др.
В предметно-развивающую среду должны быть включены игрушки, атрибуты, необходимые для организации и проведения сюжетно-ролевых игр: куклы, отображающие профессии спасателя-пожарного, милиционера, врача, жилеты-символы, каски, стволы, пожарные «рукава», модели одежды юных спасателей-пожарных и т. д. Так же нужно представить дидактические и настольно-печатные игры: логические кубики и пирамиды, лото, разрезные картинки, пазлы разной тематики: «Есть такая профессия…», «Что сначала, что потом», «Огонь добрый – огонь злой», «В гостях у мудрой Совы», «Поучительные истории» и другие, направленные на формирование у детей умений устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные ситуации в рамках тематики формирования основ безопасности жизнедеятельности.
Одной из основных задач - обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Мы изготовили разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «101», «102», «103», «Спичка - невеличка», «Пожары», освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку». В уголках безопасности групп имеется также напольное игровое оборудование: макеты, имитирующие технику спасателей и пожарно-техническое вооружение, которое активно используется в образовательном процессе с воспитанниками. Таким образом, развивающая среда, обогащенная дидактическими играми, атрибутами, пособиями, способствующие формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предметно-пространственная среда по безопасности жизнедеятельности должна быть организована с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки расположены так, чтобы не мешать их свободному перемещению; предусмотрено место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: рабочая, активная и спокойная.
Вариативная, многофункциональная, развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий организации качественного образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
В групповых помещениях ДОУ должны быть созданы уголки безопасности, оснащённые разнообразными игровыми пособиями, художественной литературой, энциклопедиями, альбомами для рассматривания, детскими журналами, оборудования, машин специального назначения и т. д., которые дети активно используют в процессе самостоятельной и совместной с педагогом деятельности, которые служат и для организации НОД, а так–же для общения с воспитанниками по темам безопасности жизнедеятельности.
Как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности с детьми проводятся игры, НОД, спортивные праздники, развлечения, в которых они могут попробовать себя в роли спасателей, закрепить имеющиеся у них навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Среда развития дошкольника в детском саду это не только набор отдельных тематических уголков и зон, где происходит подготовка детей к дальнейшему обучению, но и «среда обитания» ребенка, в которой он находится значительную часть времени, где может реализовать свои задумки, интересы. Безопасность обстановки и комфорт лучше всего достигается через подобие интерьера группы с домашней обстановкой. Это помогает снимать стресс, который возникает под воздействием общественного учреждения, создавая чувство безопасности, уверенности, создавая условия для возникновения и закрепления положительного эмоционального настроения, что является фундаментом успешного личностного и интеллектуального развития ребенка.
Дети которые получают впечатления и представления о правилах безопасности жизнедеятельности находят своё отражение в рисунках. Наиболее интересные тематические выставки совместного творчества детей и родителей. Хорошо зарекомендовали себя, ежегодно проводимые викторины «Огонь – друг, огонь – враг», «Дорожная азбука», конкурсы знатоков, КВНы по безопасности жизнедеятельности. Такие формы работы позволяют детям не только проявить свои способности, продемонстрировать знания, умения, но и научиться работать в команде, прислушиваться к мнению сверстников, оценивать свою деятельность, действовать согласно правилам.
Особое внимание также нужно уделять взаимодействию с родителями воспитанников по вопросам безопасности жизнедеятельности. Одной из эффективных форм работы с семьей являются родительские собрания с приглашением сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям. Через решение проблемных ситуаций, творческие задания, беседы, видеофильмы у родителей формируется культура безопасного поведения, которую они впоследствии передают своим детям. Такие встречи оставляют глубокий след в памяти и душе воспитанников и служат хорошей воспитательной основой формирования культуры безопасности юных граждан нашей страны.
В заключении необходимо сказать, что деятельность ДОУ по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности остается актуальной, система работы должна постоянно совершенствоваться. Педагогические работники должны осознавать, что только систематическая, планомерная, комплексная работа способствует формированию у детей дошкольного возраста представлений о правилах безопасного поведения, умений применять их в различных ситуациях.
Мы с вами помним мудрое высказывание Я. Коменского о том, что «Только то в человеке прочно и надёжно, что вошло в природу его в его первую пору жизни». Так пусть же хорошо усвоенные детьми правила безопасности станут для них в будущем основой полноценной и счастливой жизни.