Галина Макеева
Опыт работы «Воспитание социально-личностных качеств, необходимых для рационального поведения в сфере экономики»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста, значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой. Поэтому данная тема является актуальной и для нашей группы.
Публикация «Опыт работы „Воспитание социально-личностных качеств, необходимых для рационального поведения в сфере экономики“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Свою работу мы построили на основе Примерной парциональной программы дошкольного образования для детей 5-6 лет «Формирование предпосылок финансовой грамотности»
Для обучения детей нами была поставлена цель:– сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
На основе данной цели мы выдвинули задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Работу по обучению детей финансовой грамотности мы начали с создания предметно-развивающей среды, которая помогает каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что облегчает умственному и личностному развитию.
Следовательно, при проектировании предметно-пространственной среды, при организации обучения финансовой грамотности учитывали и учитываем:
индивидуальные, социально-психологические особенности ребёнка;
особенности его эмоционально - личностного развития;
интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность, его исследовательский интерес и творческие способности;
возрастные и полоролевые особенности.
Работа по формированию у детей финансовой грамотности включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения - все вместе решает познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Для более успешного усвоения материала, проводятся беседы, презентации. чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений. Такие задания несут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, но также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач увеличивает интерес ребенка к финансовым знаниям
Для достижения положительных результатов в работе, нами осуществлен проект Путешествие в страну Экономика» который носит интегративный характер, позволяющие знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности.
В ходе работы по данной теме дети усваивают основные экономические понятия : потребности, жизненно важные потребности, возможности. Свою работу с детьми мы разделили на разделы:
в разделе «Труд» даём представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.); учу выделять последовательность трудовых действий; воспитываю уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.
В разделе «Товар» формирую системные знания о предмете, выделяю новую сторону предмета - товар, как результат труда. Показываю детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомлю с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываю бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
В разделе «Деньги» моей задачей является: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли- продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.
В разделе «Семейный бюджет», мы знакомим детей с новым понятиям: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).
Даём представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов. Воспитывая бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждая жадность.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка. Дети приобретают навыки правильно вести домашнее хозяйство, экономить семейный бюджет. Это было заметно, когда мы провела с детьми вечер досуг: «В гостях у Гнома-Эконома».
Анализ работы показал, что ознакомление детей с финансовой грамотностью дает положительные результаты (н. г –2,1 ; январь -3,2 б).
У детей активизировалась познавательная деятельность, стали совершенствоваться коммуникативные качества. появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.