Юлия Мусина
Консультация «Формы и методы работы с детьми по формированию социально –нравственных качеств и толерантности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование толерантности — процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и познавательной деятельности.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей терпимости и готовности к пониманию других людей. Для формирования привычек нравственного поведения у детей можно выделить 3 группы методов.
Публикация «Консультация „Формы и методы работы с детьми по формированию социально –нравственных качеств и толерантности дошкольников“» размещена в разделах
1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок) :
— метод беседа ( материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.);
— художественная литература: оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям, наряду с чтением литературных произведений разучиваются пословицы о дружбе и доброте;
— игра: в работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого — средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего — школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
— наглядные методы : рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения :
— метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек ( ритуалы приветствия и прощания: „Привет другу“, «Мы разные», «Дружба»).
-целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;
— личный пример авторитетного взрослого.
3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей:
-поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков;(например) игры-этюды:»Посорились-помирились», «Дружная семейка «и т. д.
-высказывание неодобрения отрицательных поступков. ( например: «Почему ты так поступил?», «Расскажи как это произошло?».)
-оценка только поступка, а не личности ребенка. ( например:» Я уверена что ты так больше делать не будешь?»,» Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват?«.)
Но какой бы ни использовали метод, важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и различных видов деятельности дошкольников
В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа.
На первом этапе формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка», «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность — игру и продуктивные виды деятельности.
На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача — воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы : личный пример педагога, родителей; использование картинок и т. д.
И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы : игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.
Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Вся работа строится в трех направлениях:
1. Работа с детьми.
1) проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) национальные подвижные игры;
4) проведение народных праздников;
5) знакомство детей с традициями народов разных стран;
6) игры-занятия, созданные на материалах сказок разных народов, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
7) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
2. Работа с родителями.
1) оформление информационных стендов;
2) выпуск памяток, буклетов;
3) консультации, например «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов»;
4) экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;
5) организация фотовыставок;
6) недели культуры различных народов;
7) тренинги толерантного поведения;
3. Работа родителей с детьми.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
1) в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;
2) совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов, сшить костюм для куклы;
3) конкурс семейной национальной песни, танца, дегустация блюд национальной кухни;
Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от их толерантных действий, поступков, суждений. Надо уважать и принимать ребенка таким, какой он есть. А уважать — значит понимать, поддерживать, верить. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить и себя, и окружающих (как взрослых, так и сверстников).
16 ноября отмечается Международный день толерантности.
В 1995 году ЮНЕСКО была утверждена «Декларация принципов толерантности», в ней сказано, что «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка».