Лучший педагог года

Консультация «Формы и методы работы с детьми по формированию социально –нравственных качеств и толерантности дошкольников»

Юлия Мусина
Консультация «Формы и методы работы с детьми по формированию социально –нравственных качеств и толерантности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование толерантности — процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и познавательной деятельности.

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей терпимости и готовности к пониманию других людей. Для формирования привычек нравственного поведения у детей можно выделить 3 группы методов.

Публикация «Консультация „Формы и методы работы с детьми по формированию социально –нравственных качеств и толерантности дошкольников“» размещена в разделах

1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок) :

метод беседа ( материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.);

художественная литература: оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям, наряду с чтением литературных произведений разучиваются пословицы о дружбе и доброте;

игра: в работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого — средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего — школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

— наглядные методы : рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения :

метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек ( ритуалы приветствия и прощания: „Привет другу“, «Мы разные», «Дружба»).

-целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;

— личный пример авторитетного взрослого.

3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей:

-поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков;(например) игры-этюды:»Посорились-помирились», «Дружная семейка «и т. д.

-высказывание неодобрения отрицательных поступков. ( например: «Почему ты так поступил?», «Расскажи как это произошло?».)

-оценка только поступка, а не личности ребенка. ( например:» Я уверена что ты так больше делать не будешь?»,» Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват?«.)

Но какой бы ни использовали метод, важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и различных видов деятельности дошкольников

В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа.

На первом этапе формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка», «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность — игру и продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача — воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы : личный пример педагога, родителей; использование картинок и т. д.

И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы : игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Вся работа строится в трех направлениях:

1. Работа с детьми.

1) проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) национальные подвижные игры;

4) проведение народных праздников;

5) знакомство детей с традициями народов разных стран;

6) игры-занятия, созданные на материалах сказок разных народов, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

7) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

2. Работа с родителями.

1) оформление информационных стендов;

2) выпуск памяток, буклетов;

3) консультации, например «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов»;

4) экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

5) организация фотовыставок;

6) недели культуры различных народов;

7) тренинги толерантного поведения;

3. Работа родителей с детьми.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

1) в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;

2) совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов, сшить костюм для куклы;

3) конкурс семейной национальной песни, танца, дегустация блюд национальной кухни;

Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от их толерантных действий, поступков, суждений. Надо уважать и принимать ребенка таким, какой он есть. А уважать — значит понимать, поддерживать, верить. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить и себя, и окружающих (как взрослых, так и сверстников).

16 ноября отмечается Международный день толерантности.

В 1995 году ЮНЕСКО была утверждена «Декларация принципов толерантности», в ней сказано, что «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка».

Публикации по теме:

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни Логвинова Олеся Юрьевна инструктор по физической культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31.

Инновационные методы и формы работы по формированию у дошкольников безопасного поведения в быту и социуме. ЛэпбукИнновационные методы и формы работы по формированию у дошкольников безопасного поведения в быту и социуме. Лэпбук Инновационные методы и формы работы по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения в быту и социуме". В настоящий момент.

Интерактивные формы и методы работы с детьми Сущность и основные понятия интерактивного обучения Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно - необходимое.

Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность» Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность (из опыта работы) В настоящее время перед обществом необычайно.

Консультация для воспитателей «Развитие нравственных качеств дошкольников посредством народных игр» РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР. «Маленькие дети…играют, как птица поет». Н. К. Крупская. Нравственное.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» Консультации для воспитателей. Подготовила Фоменко Людмила Ивановна, воспитатель д\с N10 г. Алексеевки Белгородской области. Твердят:.

Опыт работы «Методы и формы работы по формированию активного словаря дошкольников» Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание.

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством экологического воспитания» Актуальность выбранной темы. Экология в наше время стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной.

Перспективный план по формированию социально-нравственных качеств у детей в средней группе «Моя семья — мое богатство» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №69 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа.

Совместные формы работы детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возрастаСовместные формы работы детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формы и методы работы с детьми по формированию социально –нравственных качеств и толерантности дошкольников»
Опубликовано: 14 января 2019 в 19:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формы и методы работы с детьми по формированию социально –нравственных качеств и толерантности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Мусина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД