Галина Макеева
Опыт работы «Внедрение здоровьесберегающих технологий и укрепления физического развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье ребенка занимает во всем мире приоритетные позиции. Поэтому так важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к здоровому образу жизни у детей. В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни, которую организуют педагоги. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей.
Публикация «Опыт работы „Внедрение здоровьесберегающих технологий и укрепления физического развития дошкольников“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Наблюдения показывают, что у детей нашей группы недостаточно сформированы представления о здоровом образе жизни. В связи с этим была поставлена цель разработана и проведена воспитательно – оздоровительная работа с детьми в данном направлении.
Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
• продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека;
• воспитывать культурно – гигиенические навыки;
• воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов;
• развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием;
• формировать представления о значении физических упражнений для организма человека.
Для достижения поставленной цели и решения задач был разработан план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей.
Работа проводится в течение 3 месяцев (март-май) по следующим направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
Для достижения поставленных задач использовались следующие методические приемы:
• рассказы и беседы воспитателя;
• заучивание пословиц о здоровье;
• моделирование различных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
• чтение художественной литературы;
• просмотр мультфильмов;
• сюжетно-ролевые игры;
• дидактические игры;
• игры-забавы;
• подвижные игры;
• пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастики;
• самомассаж;
• физкультминутки.
Формы работы :
• утренняя гимнастика (ежедневно);
• физкультурные занятия;
• музыкально – ритмические занятия;
• ОВД;
• прогулки с включением подвижных игр;
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
• зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях;
• гимнастика пробуждения после дневного сна (ежедневно);
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
• эмоциональные разрядки, релаксация;
• ходьба по дорожкам здоровья;
• спортивные досуги, развлечения;
• беседы;
• консультации;
• родительское собрание.
1. Работа с детьми проводилась по следующим направлениям:
• Беседы и занятия на темы:
- «Полезная и вредная пища»
- «Что такое здоровье»
- «Где живут витамины?»
- «Полезные и вредные привычки»
- «Части тела»
- «Почему мы растем?»
- «Зачем нужна еда?»
- «Режим дня»
- «Мои верные помощники»
• Дидактические игры:
- «Да и нет»
- «Покажи части тела»
- «Разложи по порядку»
- «Где живут витамины?»
- «Полезная и вредная еда для зубов»
- «Здоровый малыш»
- «Оденем куклу на прогулку»
- «Опасно – не опасно»
- «Хорошо или плохо»
• Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов и др.
• Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, закаливание (сон без маек, умывание, босохождение, воздушные ванны, гимнастика пробуждения после дневного сна, ходьба по дорожкам здоровья, физминутки, дыхательная, зрительная, пальчиковая гимнастики, прогулка) ежедневно.
• Подвижные игры («Картотека русских народных игр»)
• Сюжетно-ролевые игры
• Пополнение спортивного уголка новым инвентарем («лыжи» из пластиковых бутылок, сухой бассейн для ног, вертушки, пособие «солнышко», платочки)
• Пополнение уголка здоровья новыми играми и пособиями (д/ и: «Где живут витамины?», «Полезная и вредная еда для зубов», «Разложи по порядку», «Оденем куклу по погоде», «Выполни упражнение по схеме», «Хорошо или плохо»; пособия: «Будь здоров», «Если малыш поранился», «Органы чувств человека», «Тело человека (части тела)», «Зимние виды спорта», «Витамины», массажные рукавички)
• Чтение художественной литературы
• Просмотр мультфильма «Жила-была царевна» (серии «Замарашка», «Про еду»)
2. Работа с родителями является важной частью в формировании основ здорового образа жизни ребенка, так как именно в семье ребёнок находит пример для подражания. Но в связи с тем, что не все родители имеют необходимые знания и умения по формированию основ ЗОЖ у детей, мною была запланирована и проведена работа, направленная на расширение и обогащение знаний родителей по данной теме.
Формы работы с родителями :
• Индивидуальные консультации на тему здорового образа жизни : «Безопасное поведение во время прогулки», «Безопасное поведение во время передвижения в помещениях детского сада», «Безопасные игры со снегом», «Правила поведения за столом», «Ситуации, опасные для жизни и здоровья», «Соблюдение правил личной гигиены»;
• Оформление папок – передвижек через сеть онлайн
• Оформление памяток для родителей: «Профилактика ОРВИ», «Внимание: ветряная оспа», «Правила пожарной безопасности»
• Оформление плаката «Здоровый образ жизни»
• Проведение открытого занятия по теме «Мы здоровье сбережем» и родительского собрания «Забота о здоровье ребенка».
Заключение
Основной целью современного общества является формирование привычки здорового образа жизни, создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Сделав сравнительный анализ видна динамика если на начало года уровень усвоения задач по данной теме составлял 2,4 балла, то на момент обследования 3,1 б, что на 0,7 балла выше
В дальнейшем планируем продолжать работу по данной теме укрепляя здоровье воспитанников. Закончить хочется словами В. А. Сухомлинского «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».