Анастасия Самодин
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Нетрадиционные техники рисования, как средство
развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Автор:
Воспитатель
Самодин Анастасия Николаевна
Воспитатель
Новикова Елена Анатольевна
МАДОУ «Сказка»
г. Когалым 2016 г.
Пояснительная записка
«Раздвиньте свои границы! Я всегда делаю то, чего я не умею, чтобы этому научиться.»
(Пабло Пикассо)
испанский художник и скульптор
(1881—1973)
Публикация «Проект „Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Рисование. Все материалы
- Темочки
В начале учебного года, после проведения педагогического мониторинга, наше внимание привлек процесс самостоятельного рисования детей, что и стало «толчком» при выборе темы проекта.
Ведь, у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Ведь не стоит забывать, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому во время работы важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами стало разнообразие материалов и техник, которые мы использовали.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Тема проекта: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Тип проекта: групповой (работа с детьми и их родителями);
Вид проекта: творческий.
Сроки реализации проекта: октябрь 2016г. – апрель 2017г.
Участники проекта: Новикова Елена Анатольевна, Самодин Анастасия Николаевна – воспитатели, дети – второй младшей группы, родители воспитанников.
Целевая группа: дети дошкольного возраста от 3 до 4 лет.
Цель проекта: Развитие интереса и творческих способностей у детей дошкольного возраста к художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта:
• Познакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой и т. д.) .
• Привлечь внимание родителей к образовательному процессу и содействовать знакомству с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать совместное творчество с детьми.
• Способствовать развитию навыков взаимодействия со взрослым и доброжелательных отношений со сверстниками;
• Развитие воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления, концентрации внимания;
• Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильной чувствительности, познавательно-коммуникативных навыков, обогащение и активизация словаря.
• Расширение и обогащение художественного опыта;
• Формирование коммуникативных навыков, поддержание у детей самостоятельности;
• Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Новизна проекта заключается в совместном использование традиционных и нетрадиционных техник рисования, разнообразии материалов.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (информационно-накопительный)
Подготовка к работе педагога:
-анализ методической литературы;
-подготовка необходимого оборудование и материала для дальнейшей работы с детьми;
-подборка иллюстраций по теме;
-разработка перспективно-тематического плана работы с детьми, конспектов.
Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности педагога и детей в ходе режимных моментов. Занятия проводятся во второй половине дня на протяжении 10-15 минут, что никак не повлияло на программное содержание «Художественно-эстетического развития» согласно рабочей программы для детей второй младшей группы.
В реализуемом проекте используется сюрпризный момент, сюжетная линия и введение персонажа, что обеспечивает устойчивую мотивацию детей для работы и усиливает их интерес к процессу рисования. Главный персонаж – Матрена-искусница, которая познакомила детей с материалом для их дальнейшей работы и подарила волшебный сундучок. Ребята постепенно доставали из сундука предметы, изучая новые техники рисования, используя этот материал. Отношения, что складываются между педагогом и детьми на протяжении всего проекта, можно назвать партнерскими. Именно позиция «на равных» делает детей более ответственными и самостоятельными. Совместно с педагогом дети изучали новый материал для работы, делились предположениями и догадками как его использовать
Очень важно, до начала работы с красками, напомнить детям с правила поведения:
- работать следует неспеша и аккуратно, чтобы не испачкаться;
- по окончанию работы кисточку следует вымыть, и вытереть об салфетку;
- не следует брызгаться водой и красками;
- после окончания занятий обязательно вымыть руки с мылом.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
-овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами
-использование воспитанниками нетрадиционных форм рисования в свободной художественной деятельности;
-проявление активного интереса к художественной деятельности;
-разнообразить художественный опыт родителей для совместного использования с детьми в домашних условиях;
-установление дружеских отношений между детьми.
Проектная деятельность развивает не только способности детей, но и помогает педагогу развиваться как творческой личности.
Ожидаемый результат для педагога:
-внедрение новых форм работы;
-повышение теоретического и профессионального уровня через овладение метода проекта в работе с детьми;
-установление тесных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
Практический этап
Перспективный план работы
Октябрь
«Гостья рукодельница»
Цель: Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и необходимым оборудованием.
Задачи:
Развивать интерес к рисованию с помощью различных материалов.
Формировать социально-коммуникативные навыки при пользовании красками.
Оборудование: Сундук с художественными материалами с помощью которых дети будут знакомиться с нетрадиционными техниками рисования.
Ноябрь
Техники тычка (ватными палочками) «Осеннее дерево»
Цель: Познакомить детей с рисованием ватной палочкой (техника тычка).
Задачи:
Развивать творческое воображение;
Формировать умение передавать свои наблюдения в рисунке.
Уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Оборудование: Тонированный лист бумаги с изображением дерева, краска- желтая, красная, ватные палочки.
Ноябрь
Тема: Техники тычка (ватными палочками) «Ягодки».
Цель:Формировать умение детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками).
Задачи:
Воспитывать аккуратность при работе с красками;
Развивать чувство композиции.
Оборудование: Тонированный лист бумаги с изображением кустика, краски, ватные палочки.
Декабрь
Тема: Кляксография «Клякса»
Цель: Познакомить с изобразительной техникой – раздувание.
Задачи:
Развивать цветовосприятие, воображение, творческие способности;
Воспитывать желание создавать интересные, оригинальные рисунки.
Развитие сильного ротового выдоха, формирование умения дуть через трубочку, активизация губных мышц.
Оборудование: Краски, бумага, трубочка для коктейля, кисти, непроливайки.
Декабрь
Тема:«Новогодняя гирлянда» (рисование пальчиками)
Цель: Познакомить с техникой рисования пальчиками.
Задачи:
Развивать интерес к рисованию;
Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Развивать тактильную чувствительность.
Оборудование: Бумага с изображением волнистой линии, краски, салфетки, кисти, непроливайки.
Январь
Тема: Рисование пальчиками «Воздушные шарики».
Цель: Совершенствовать умение рисовать пальчиком.
Задачи:
Развивать художественное восприятие, чувство композиции и цветовосприятие;
Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки при работе с краской;
Формировать интерес к занятиям;
Закреплять знания названий цветов.
Оборудование: Бумага с изображением велосипеда, краски, салфетки, кисти, непроливайки.
Февраль
Тема: Томпонирование (использование поролоновой губки)«Облака, белокрылые лошадки.»
Цель: Познакомить детей с новой техникой
Задачи:
Упражнять детей в рисовании поролоновой губкой;
Развивать чувство композиции, творческое воображение.
Оборудование: Губки, тонированные листы бумаги, палитра с белой краской, салфетки.
Февраль
Тема: «Цыпленок»
Цель: Закрепить умение детей рисовать поролоновой губкой;
Задачи:
Формировать умение создавать художественный образ цыпленка с помощью техники томпонирования;
Продолжать формировать умение детей правильно пользоваться кистью, дополняя рисунок деталями.
Оборудование: Губки, тонированные листы бумаги с изображением травы, палитра с желтой краской, салфетки, кисточки, краски, непроливайки.
Март
Тема: Рисование ладошкой «Аленький цветочек»
Цель: Познакомить с техникой.
Задачи:
Формировать умение делать отпечатки ладони;
Воспитывать аккуратность при работе с красками;
Развивать творческое воображение.
Формировать умение правильно пользоваться кисточкой.
Оборудование: Краски, кисточка, бумага, салфетки, непроливайка.
Март
Тема: Использование печатки «Варежка»
Цель: Формировать умение пользоваться печатками для изображения форм на рисунке.
Задач:
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство соопереживания;
Оборудование: Варежка, самодельные печати-звездочки, палитра с белой краской, салфетки.
Апрель
Тема: (Использование печатки) «Весна пришла»
Цель: Совершенствовать умение пользоваться печатями.
Задачи:
Развивать творческое воображение, чувство композиции, мелкую моторику;
Продолжать формировать умение изображать на бумаге собственные наблюдения; Оборудование: Бумага с изображением дерева, самодельные печати, палитра с зеленой краской, салфетки.
Апрель
Тема: «Весна пришла» (продолжение).
Задачи: Закрепить умение рисовать с использованием печатей.
Задачи:
Формировать творческие способности детей;
Развивать координацию движений рук и пальцев;
Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Оборудование: Бумага с изображением дерева, ватные палочки, краски, салфетки.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаем акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. Для родителей были проведены мастер-классы по рисованию ватными палочками, губками, и мастер-класс, с использованием соли и муки. По окончанию проекта была организована выставка совместных работ родителей и детей с использованием наиболее понравившейся техники рисования.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем они разнообразнее, тем интереснее с ними работать… Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята овладели многими нетрадиционными техниками (рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками, рисование ватными палочками, губками, кляксография, у них сформировался четкий интерес к изобразительному искусству, что проявляется в самостоятельной деятельности, а родители стали проявлять более активный интерес к образовательному процессу и совместным работам с детьми. А самое главное- детские работы стали более интересными, разнообразными, что соответствует основной цели проекта.