Анфиса Данильченко
Опыт работы учителя-дефектолога с глубоко недоношенными детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы учителя-дефектолога с глубоко недоношенными детьми раннего возраста в условиях дома ребенка
Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является построение адекватного процесса медико-социальной реабилитации детей с ОВЗ.
Повышение выживаемости преждевременно родившихся детей, особенно глубоко недоношенных, привело к росту числа детей с недоношенностью 3-4 степени.
Публикация «Опыт работы учителя-дефектолога с глубоко недоношенными детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Темочки
До недавнего времени к категории недоношенных новорожденных относили всех детей, имевших при рождении массу тела менее 2500 г и длину менее 46 см. Исследования, проведенные, на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО М. В. Лещенко, показали, что среди детей поступающих на воспитание в дома ребенка, недоношенные составляют 36,6 - 48,8 %. При этом высока доля глубоко недоношенных, число которых колеблется от 5,7-11,5 %. В специализированном доме ребёнка г. Ревда количество недоношенных детей 3-4 степени составляет
14,6 %.
По литературным данным, среди недоношенных, патология нервной системы в среднем диагностируется в 70,8 % случаев, в то время как среди воспитывающихся в домах ребенка эти нарушения отмечаются у 100% детей.
Так, наблюдение и практика работы в доме ребёнка г. Ревда с данным контингентом воспитанников показывает, что у 99 % глубоко недоношенных детей (3-4 степени) отмечаются грубые нарушения со стороны нервной системы, гидроцефалия (27,2 %, ДЦП (25%, тугоухость (10%, ретинопатия (10%).
Исследования показали (Д. Внедрик, что наиболее неблагоприятным следствием недоношенности являются грубые нарушения со стороны нервной системы, приводящие к инвалидности. По данным Ю. И. Барашнева, при обнаружении у досрочно родившихся детей неврологических нарушений легкой и средней степени тяжести инвалидности наступает в 28,5 и 60,6 % случаев соответственно. Тяжелые повреждения, перенесенные в перинатальном и неонатальном периодах и потребовавшие применение методов интенсивной терапии и реанимации, способствуют возникновению инвалидности в 97 % случаев.
Морфофункциональные особенности недоношенных и маловесных детей, распространенность патологии центральной нервной системы, аномалий развития и внутриутробных инфекций лежат в основе высокой соматической заболеваемости, ранней хронизации болезней. Повышение выживаемости преждевременно родившихся детей, особенно глубоко недоношенных, привело к росту числа детей, требующих постоянного комплексного медико-психолого-педагогического наблюдения и проведения реабилитационных мероприятий на всех этапах выживания.
Однако в литературных источниках недостаточно освещен вопрос реабилитации недоношенных и маловесных детей, особенно в условиях дома ребенка.
В связи с этим возникла необходимость создания педагогического проекта, направленного на сопровождение глубоко недоношенных детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка в процессе коррекции и развития.
В специализированных отделениях по выхаживанию недоношенных детей в процесс реабилитации, как правило, включена мать. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что для обеспечения нормального психофизического развития ребенка недостаточно соблюдение условий для его выхаживания и роста, полноценного питания и правильного гигиенического ухода (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, А. Фрейд, Р. Шпитц и др.).
Важнейшим фактором развития психики ребенка является его эмоциональное общение со взрослым. Дом ребенка является третьим этапом выхаживания недоношенных детей, оставшихся без попечения родителей.
В доме ребенка г. Ревда, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, система ранней педагогической помощи детям имеет особое значение. Ведь именно здесь большая часть детей имеет различные отклонения. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появления вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обеспечение).
Доказано, что дети, воспитывающие в домах ребенка, могут успешно развиваться при условии хорошей организации педагогической работы, в центре которой - индивидуальное общение взрослого с ребенком.
В ходе динамического изучения детей установила различные факторы влияющие на развития глубоко недоношенных детей дома ребенка.
1. Эмоциональная депривация. Если малыш лишен в первые два года жизни близких людей, он, как правило, не ловит взгляд взрослого, его лицо безучастно, амимично, ребенок не смеется и почти не плачет. Без эмоционального контакта с другим человеком у ребенка не возникает потребности в общении, в том числе речевом.
2. Перцептивная (чувственна) депривация. Недостаточность чувственного опыта выражается в узком кругозоре ребенка, в его скудной осведомленности.
3. Функциональная незрелость речевых зон.
4. Соматические нарушения. Глубоко недоношенные дети, как правило часто болеют, впоследствии у них нарушаются функции органов дыхания, недостаточно развитые голосовые связки так же тормозят развитие речи, негативно сказываются на ее качестве.
5. Последствие ПЭП (постнатальной энцефалопатии, т. е. органическое поражение ЦНС во время родов и в послеродовой период.
6. Вторичная ЗРР как следствие нарушения слуха, зрения, интеллекта, моторно-двигательной сферы (ДЦП).
Таким образом, данные факторы могут вызвать не только задержку психического и речевого развития, но и умственную отсталость.
Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является построение адекватного процесса медико-социальной реабилитации по следующей схеме.
1. Развитие физиологических возрастных двигательных, речевых и интеллектуальных функций недоношенных детей раннего возраста.
2. Реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности двигательного, речевого и интеллектуального дефекта ребенка.
3. Коррекционные мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации (коммуникативных навыков).
4. Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер ребенка.
Основными условиями организации педагогической реабилитации глубоко недоношенных детей являются :
1. Раннее начало реабилитации : вторая-третья неделя жизни (включая крайне маловесных недоношенных детей). Ранние сроки начала логопедической и дефектологической работы.
2. Строго индивидуальный подход к ребенку (в зависимости от возраста, степени зрелости, тяжести основной патологии и т. п.).
3. Подход с позиций целостного организма (нельзя заниматься только коррекцией неврологических нарушений). У большинства детей раннего возраста нарушения носят нейросоматический характер. У части детей в клинической картине преобладают соматические проявления перинатального поражения нервной системы.
4. Комплексное использование различных средств: медикоментозных, физических, психолого-педагогических.
5. Преемственность мер реабилитации на различных этапах оказания помощи. Этапность реабилитационных мероприятий предполагает последовательность в использовании различных приемов и способов коррекции, обеспечения процесса реабилитации в различных условиях.
6. Непрерывность и последовательность применяемых методик, т. е. регулярность проведения занятий.
7. Создание такой предметно-развивающей среды, которая стимулировала бы осознание мира и развитие когнитивных способностей.
Выхаживание и коррекционная работа с недоношенными и маловесными детьми в условиях дома ребенка является сложной комплексной проблемой, в решении которой принимает участие медицинский и педагогический персонал.
Эффективным методом реабилитации, коррекции и развития глубоко недоношенных детей является массаж и пассивно-активная гимнастика рук, с использованием вспомогательных средств.
Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации глубоко недоношенных детей дома ребенка.
Массаж кистей и пальцев рук является важным разделом комплексной работы дефектолога и массажиста.
На занятиях ЛФК массажист:
1. Создает предпосылки для осуществления движения.
2. Поэтапно формирует двигательную функцию руки (захват, манипуляции и т. д.).
Дефектолог, в свою очередь, включает формируемые умения в комплекс мероприятий, учитывающих рефлекторную природу движений:
1. Развивает двигательные кинестезии по следующим параметрам: точность, сила, устойчивость.
2. Работает над улучшением динамического праксиса.
3. Формирует комплекс двигательных, сенсорных и речевых функций в ходе выполнений упражнений.
Массаж вспомогательными средствами помогают формировать первичные представления об окружающем мире (накопление чувственного опыта, обогащение тактильной чувствительности рук, подготавливающую появления осязания).
Щеточный массаж. Стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояния коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции. Щеточный массаж применяется для:
1. Расслабления кистей и рефлекторного разжимания кулака.
2. Развития ощупывающих движений рук и формирования проприцептивных ощущений кончиков пальцев.
Используются яркие ворсовые щетки различные по цвету и жесткости.
Щеточный массаж проводим от кончиков пальцев наружной поверхности кисти к лучезапястному суставу. (2-3 раза).Затем поглаживание кончиков пальцев. (4-6 раз).
Постепенно ребенок начинает чувствовать кончиками пальцев жесткий ворс щетки. Яркий цвет привлекает внимание к щетке. Во время занятий необходимо вызвать зрительное внимание к щетке.
Логопедическая щетка «ежик».
1. Развивает тактильные ощущения и гнозиса.
2. С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии.
Использование щетки возможно в двух положениях:
-Зубцами к ладонной поверхности руки.
-Зубцами кнаружи.
Пассивно-активная гимнастика рук с использованием «руковички-ежика» включает в себя:
1. Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса на
каждой руке попеременно.
2. Упражнения на соотнесения ритмического рисунка стихотворного
текста с ритмом движения.
3. Упражнения с использованием звукоподражаний голосам животных,
птиц, бытовым шумам.
4. Упражнения с использованием слоговых рядов.
5. Упражнение с использованием слов.
Разноцветные прищепки. Механическое сдавливание подушечек пальцев
разноцветными прищепками направлено на активизацию незрелых
клеток КГМ.
Для детей первого и второго года жизни применяем следующий прием:
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!»
Массаж с помощью пружинного массажора.
Пружинный массажор – это гениальное изобретение корейской традиционной медицины.
1. Тренирует подвижность пальцев, концентрирует внимание.
2. Благотворно воздействует на нервную систему, снимает эмоциональное и физическое напряжение.
Массажора «накатывают» на пальцы рук. Подбирая размер массажного кольца по охвату пальца. Прокатывание массажора по пальцу должно быть безболезненным и сопровождаться небольшим покраснением кожи. Правильно подобранный массажора недолжен сильно пережимать палец или легко сниматься с него. Рекомендуемая длительность массажа 5-10 мин. Проведение массажа не требует никаких особых усилий, его можно проводить в любое время.
Предлагаются так же наборы из массажного кольца и массажной палочки.
Разноцветные массажные мячи различной степени упругости, разной поверхности, размера.
С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и наконец, постепенно переводятся в активную форму на специальных занятиях.
Деревянные бусы, бусы из морских ракушек, ленточки и шнурки, гладкие ленточки, шнурки с узелками, к концам которых прикреплены маленькие блестящие колокольчики, разноцветные яркие бусы и т. д.
С помощью этих предметов обогащаем тактильную чувствительность рук, формируем навыки захватывания предмета рукой.
Все делается рукой взрослого- вкладывание попеременно в обе руки ребенка (3-5 раз, отводя большой палец; придерживание в ладони ребенка.
Творческая фантазия специалиста может подсказать различные варианты дополнительного использования этих ярких разноцветных приспособлений. На занятиях с малышами они могут выполнять роль сенсорных пособий.
Выхаживание и коррекционная работа с недоношенными детьми в условиях дома ребенка является сложной комплексной проблемой, в решении которой принимает участие медицинский и педагогический персонал.
Комплексный подход при коррекции нарушений обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми дома ребенка.
Учитель-дефектолог и воспитатель проводят обучение и закрепление знаний, развитие умений и навыков, обеспечение режимных моментов, проведение занятий реалаксацию, дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, массаж и т. д.
Музыкальный руководитель и дефектолог проводит логоритмические занятия, музыкатерапию, развивает дыхания, чувства ритма, общую и мелкую моторику, отрабатывает координацию движений, согласованность с речью, эстетическое воспитание. Так же подбирают необходимый речевой материал, песни, потешки, забавные игры, совместно проводят коррекционные занятия.
Инструктор ЛФК, массажист, учитель-дефектолог, воспитатель определяет направления и постановку задач развития общей моторики, определяет неврологического статуса ребенка с выделением ведущего неврологического синдрома, тяжести двигательного нарушения.
Развитие общей и мелкой моторики является важным разделом комплексной работы дефектолога и массажиста.
Психолог совместно с дефектологом и воспитателем занимается диагностикой, выявляет компенсаторные возможности и трудности в развитии интеллектуально-познавательной деятельности, проводит тренинги, знакомит педагогов с технологиями оказания помощи ребенку, испытывающему трудности в социальной адаптации.
Грамотное, целенаправленное сопровождение глубоко недоношенных детей позволяет осуществить профилактику инвалидизации воспитанников дома ребенка.
Психолого-педагогическая характеристика
К. Матвей родился 25.10.2010 года. В настоящее время возраст ребёнка составляет 1год 6 месяцев. За период пребывания в доме ребёнка у мальчика наблюдается стабильная положительная динамика в развитии.
Общая моторика
Физическое развитие мальчика (по росту и весу) отстаёт от возрастной нормы. Однако развитие двигательной сферы является нормативным. Основные движения сформированы. Матвей самостоятельно передвигается, под музыку совершает танцевальные движения.
Тонкая моторика
Развитие мелкой моторики у Матвея не в полной мере соответствует возрасту. Он может работать с мелкими предметами: бусинами, пуговицами, мозаикой, деталями конструктора и т. д. Мальчик хорошо захватывает их двумя пальцами, удерживает в руке, осуществляет с ними необходимые действия. Нанизывает кольца на стержень пирамидки, строит башню из 2-3 кубиков, проталкивает предметы в отверстия.
Эмоциональное развитие.
Матвей способен испытывать и проявлять различные эмоции, он обладает живой мимикой. Но наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, колебания настроения. Имеет привычку сосать палец, которая вызывает эмоциональное успокоение и чувство удовольствия.
Речевое развитие
Обращённую речь Матвей понимает на бытовом уровне, реагирует на жесты. Общение с помощью фразовой речи отсутствует. Мальчик повторяет за взрослым слоги. Активный словарный запас беден. Проявляет неустойчивый интерес к рассматриванию картинок в книжках, слушанию сказок. Любит смотреть мультфильмы.
Когнитивное развитие
Матвей проявляет познавательный интерес в освоении окружающего пространства. Запас знаний об окружающем несколько снижен. Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам, предметам.
Матвей стремится к сотрудничеству со взрослыми, с удовольствием занимается индивидуально. При взаимодействии со взрослым ребёнок хорошо действует по подражанию, умеет копировать способы действия с предметами и игрушками, но внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, характеризуется быстрой переключаемостью с одного вида деятельности на другой. В деятельности отмечаются постоянные колебания внимания.
Общение со взрослыми и сверстниками
Матвей знает воспитателей и детей своей группы, различает знакомых и чужих взрослых. Испытывает привязанность к взрослым, проявляющим по отношению к нему внимание, ласку и заботу.
Он не конфликтен, агрессии по отношению к окружающим не проявляет.
Навыки самообслуживания
Матвей самостоятельно ест, держит в руке ложку, зачерпывает густую пищу. Пытается самостоятельно снять с себя одежду (носки, сандалии, шапку, одевается с помощью взрослого. Под контролем воспитателя моет руки, вытирает их полотенцем, садится на горшок. Свои физиологические потребности пока самостоятельно не контролирует.
Заключение: задержка речевого развития на 2-3 эпикризных срока.
Учитель-дефектолог : 24.05.2012 г. ___ (Данильченко А. Р)