Наталия Горина
Опыт работы «Учим стихи с детьми младшей группы с использованием продуктов детской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы «Учим стихи с детьми младшей группы с использованием продуктов детской деятельности»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так сказал К. Д. Ушинский
Публикация «Опыт работы „Учим стихи с детьми младшей группы с использованием продуктов детской деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Продукты питания
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи, так как у детей младше четырех лет еще не достаточно развита способность к произвольному запоминанию, им не ставится задача запомнить стихотворение.
В силу своих возрастных и психических особенностей, у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Широко известен прием моделирования. но только в старшем дошкольном возрасте. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Опора на рисунки для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления
А как же малыши? Те кому 3-4 года? В младшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется память. Но она носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов. Я предлагаю детям «нарисовать стихотворение». Если вы не умеете рисовать, ничего страшного. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Потому что рисует сам ребенок!
Я использую этот прием в сочетании с изодеятельностью. Кратковременная память воспринимает информацию блоками, таким образом все стихотворение лучше разбить на части, если возможно, на смысловые.
Этапы работы такие :
1. Сначала необходимо выбрать стихотворение,которое будет отвечать вашим задачам и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку или смысовой блок). Работая в детском саду,построение образовательного процесса осуществляется согласно тематическому планированию.
Например тема «Зима пришла». Погружая ребенка в эту тему вы знакомите ребенка с основными характерными особенностями времени года,поведением животных в данный сезон. Одновременно в изобразительной деятельности рисуете на темы : «Снег, снежок», «Деревья на нашем участке», «Елочка».
№ Стихотворение «Медведь» Токмакова И. П. («Как на горке - снег, снег») позволяет проработать с детьми,как индивидуальном, так и в коллективном творчестве следующие темы :
-рисование снега способом примакивания ;
-рисование деревьев зимой :
- рисование елочек;
-аппликация «Мишка спит в берлоге» в сочетании с рисованием нетрадиционными материалами,для передачи окраски шерсти животного. Для этих целей я рисую или копирую картинки, а ребенок их с удовольствием раскрашивает вместе с воспитателем или самостоятельно. Картинки получаются яркими и узнаваемыми,что особенно важно для малышей. Ребенок является творцом и можно сказать соавтором.
2. На каждом промежуточном этапе важно охватить всех детей, предлагая в свободной деятельности поучаствовать и одновременно проработать определенное умение. Тем самым мы закрепляем представления об окружающем мире и поставленную задачу в изодеятельности у каждого ребенка.
Все картинки, нарисованные детьми остаются в группе на видном месте и воспитатель имеет возможность в течении дня некоторое время обратить внимание и опереться на них в своей работе,цитируя отдельные строчки заранее запланируемого стихотворения
3. Далее воспитатель «собирает» стихотворение выполняя вместе с детьми коллективную аплликацию. Он выбирает наиболее удачные картинки сделанные детьми в зависимости от стиха и показывает, ,рассматривает их,вспоминая,называя что это,обращаясь к предыдущему опыту. К каждой картинке произносит текст (строчка стиха) вклеивает ее в коллективную работу. В качестве основы для коллективной работы использую ватман или лист большого размера. Конечно он тоже продумывается воспитателем и тонируется,желательно с участием детей. заранее. После каждой строчки добавляйте еще по одной детали. И так, пока все компоненты не займут своё место. Поэтому принципу, используя наглядность, вы научите ребенка быстро и без особых усилий запоминать стихотворение.
4. Затем обращаем внимание детей на работу и повторяем стихотворение несколько раз в течение дня, а также на следующий день. Многократные повторения способствуют более прочному запоминанию. Коллективная работа находится в группе и является наглядной подсказкой для каждого ребенка. Так появляется зрительный образ стиха.
На данный момент я работаю с детьми младшего возраста и использование данного приема удачно себя зарекомендовало при ознакомлении с следующими художественными произведениями. «Сидит белка на тележке», «Медведь» Токмакова И. П, Я Аким «Мама,Так тебя люблю»,
«Светит солнышко в окошко"